double arrow

Положение церкви

Ситуацию, которая сложилась в годы перестройки в религиозной сфере, позднее будут называть “вторым крещением Руси”. Для него характерны значительное усиление авторитета Русской Православной Церкви в обществе, значительный рост количества церковных приходов и прихожан, возвращение РПЦ пустовавших или использовавшихся не по назначению храмов, возрождение закрытых в 1920-1960-е гг. духовных семинарий. Все это стало возможным благодаря тому, что руководство партии и государства отказалось от принципов воинствующего атеизма и стало рассматривать Церковь не как своего идейного врага, а как идеологически нейтральную силу, которая по некоторым вопросам может выступать и союзником.

Кульминационным моментом в процессе установления новых отношений между Церковью и обществом стали юбилейные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси, которые проходили летом 1988 г. В рамках юбилея состоялся Поместный Собор, который канонизировал новых святых, в том числе святого благоверного Димитрия Донского, блаженную Ксению Петебургскую (ранее местночтимую) и др.

После юбилейных торжеств сближение позиций Церкви и государства по социальным вопросам приобрело необратимый характер. Священнослужители стали постоянными участниками программ радио и телевидения, демократические журналы печатали материалы о священниках, ставших жертвами сталинских репрессий. Некоторые клирики были избраны на съезды народных депутатов СССР и РСФСР (в частности, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, отец Глеб Якунин, позднее запрещенный в служении).

В 1990 г. скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Поместный Собор из трех кандидатов выбрал нового Патриарха. Им стал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Алексий (Ридигер). Свои основные усилия Патриарх Алексий II направил на борьбу за единство Церкви. Угроза раскола РПЦ в начале 1990-х гг. представлялась вполне реальной. Среди клириков и мирян выделилось течение, выступавшее за обновление церковной службы: упрощение литургики, перевод молитв на современный русский язык и др. нововведения. Благодаря воле и энергии Патриарха Алексия опасность нового обновленческого раскола была преодолена.

Однако не удалось избежать раскола Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Митрополит Киевский и Украинский Филарет (Денисенко), кандидатура которого выдвигалась при выборах Патриарха, но не набрала большинства голосов, взял курс на независимость Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Провозглашение Украиной государственной независимость ускорило раскол Церкви в этой стране. Но преобладающая часть православных на Украине осталась в лоне УПЦ МП.

Значительное оживление духовной жизни происходило не только в среде православных, но и у представителей других конфессий и религий: у католиков, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: