Налоги и налоговая система. Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета являются частью централизованных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Главным источником формирования доходов являются налоги. В доходах Федерального бюджета 90 процентов составляют налоговые поступления. В региональных и муниципальных бюджетах их доля меньше. Вторым методом формирования доходов является государственный кредит; а при чрезвычайных обстоятельствах государство прибегает к эмиссии бумажных денег.

Последние два источника увеличивает государственный долг. Поэтому государство в большей мере использует налоговые доходы. Налоги - это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Типичная классификация налогов и обязательных платежей может быть выражена схемой (рис.10.3).

Рис. 10.3. Классификация налогов.

Для анализа налоговой системы необходима ее классификация. Классификация налогов - это их группировка, обусловленная методом взимания, характером применяемых ставок, налоговых льгот, бюджета поступления и другими признаками.

Налоги разделяют на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные - это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг, а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако, в силу своей скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые. Недовольство может быть достаточно глубоким: в 1986 г. США провели грандиозную налоговую реформу, так как американцы считали, что существовавшая налоговая система несправедлива, что налоги непомерно велики (в 1981 г. 3 часа рабочего дня уходило на выплаты государству, тогда как в 1926 г. менее I часа).

Различия между прямыми и косвенными налогами не выдумка университетских профессоров с целью мучить студентов на экзаменах, как однажды кто-то саркастически заметил. Они имеют под собой серьезные основания, проходя красной нитью сквозь финансовую науку и учение о налогах. Дело в том, что вид и природа происхождения прямых и косвенных налогов совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, которая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи,а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех, кто занимается перевозкой грузов. Но в итоге, как уже говорилось, они оплачиваются покупателями и потребителями. Поэтому истоки возникновения косвенных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других узких местах торговых отношений.

В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитивны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования.

Таково правило. Из этого правила выводится еще одно: чем богаче общество, тем большая часть созданного ВВП огосударствляется через налоговую систему. Так, если в ряде европейских стран в начале XX в. налоги составляли примерно 8% общественного продукта, то к его концу превысили 40%, т. е. выросли более чем в 5 раз. Такой рост невозможен без повышения экономического благосостояния. Не случайно сегодня высокоразвитые страны называют еще налоговыми государствами, т. е. государствами, деятельность которых финансируется за счет налоговых поступлений.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. После взимания регрессивных налогов степень неравенства увеличивается, так как налоговая ставка падает с ростом дохода. Пропорциональный налог предполагает одинаковую ставку для любого уровня дохода, что не изменяет степень неравенства после взимания налогов. При прогрессивном налогообложении с ростом дохода налоговая ставка увеличивается и степень неравенства сокращается.

В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями существует зависимость, описываемая кривой Лаффера (рис.10.4)

Рис. 10.4. Кривая Лаффера.

Использование налогов в качестве активного орудия экономической политики тоже вызывает некоторые трудности. Такая политика требует внесения всяческих изъятий, льгот, ужесточения. Но чем сложнее сис­тема сбора налогов, чем больше исключений из правил, тем легче ухо­дить от налогов недобросовестным предпринимателям. Не зря основа­тель российской финансовой науки декабрист Н.И.Тургенев считал простоту обязательным принципом налогообложения.

Налоги выполняют три важнейших функции. Во-первых, фискальную – обеспечивают финансирование государственных расходов. Во-вторых, социальную - поддерживают социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. В-третьих, регулирующую – осуществляют государственное регулирование экономики, воздействуют на формирование важнейших народнохозяйственных пропорций.

В РФ идет процесс формирования налоговой системы, соответст­вующей требованиям переходного процесса к рыночной экономике: налоговое законодательство регулируется Налоговым кодексом; идет процесс сокращения общего числа налогов, отменены налоги с оборота; снижаются налоги на бизнес; введен единый социальный налог; вместо подоходного налога вве­ден налог на доходы физических лиц по единой ставке 13%. В даль­нейшем, с ростом доходов населения в соответствии с мировой практи­кой налоговое бремя с хозяйствующих субъектов будет переноситься на доходы населения.

Самой большой проблемой переходного периода в РФ является уход от уплаты налогов большого числа предпринимателей. По оцен­кам экспертов эти потери превышают 40% налоговых поступлений.

Закрепление налогов за уровнями бюджетной системы определено налоговым кодексом и федеральными законами о бюджете страны на очередной год.

Так, в законе о бюджете страны на 2003 год, закрепление налогов выглядит так:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: