Бюджетная система РФ представляет совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (см. табл.).
Консолидированный бюджет России | |||
Федеральный бюджет | Бюджеты областей и других субъектов Федерации | ||
Областной бюджет | Бюджеты районов и городов | ||
Районный бюджет | |||
Сельские бюджеты |
Бюджеты субъектов РФ включают: 21 бюджет республик в составе РФ, 6 бюджетов краев; 49 бюджетов областей; один бюджет автономной области, десять бюджетов автономных округов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Местные бюджеты включают 1867 бюджет районов, 1091 бюджет городов, 329 бюджетов городских районов и округов, 1922 бюджетов поселков городского типа, 24444 бюджета сельских администраций.
Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения национального дохода в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.
В бюджетном кодексе РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет это смета доходов и расходов государства. В широком смысле слова, внебюджетные фонды это тоже централизованные фонды, входящие в бюджетную систему страны и служат для финансирования определенных целей. Поэтому есть смысл рассматривать внебюджетные фонды вместе с госбюджетом.
Госбюджет и внебюджетные фонды являются главным каналом перераспределения чистого национального продукта. Это наглядно демонстрирует схема (рис.10.2).
Наиболее острой проблемой в бюджетном устройстве являются межбюджетные отношения. В механизме межбюджетных отношений в РФ одновременно действует два принципа: с одной стороны унифицированный подход к решениям при формировании бюджетных доходов; с другой – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части.
В межбюджетных отношениях России не решен основополагающий вопрос бюджетного устройства – разграничение доходных и расходных полномочий, а также ответственности между органами власти различных уровней. В настоящее время идет процесс бюджетного реформирования в направлениях совершенствования механизмов формирования доходов бюджета, формирования рациональной структуры расходов, а также совершенствования системы межбюджетных отношений.
Рис. 10.2. Перераспределение чистого национального продукта.