ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Баряева, Екжанова, Стребелева, Гаврилушкина, Соколова)
Процесс обучения игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей.
Вместе с тем процесс обучения таких детей имеет специфичные особенности:
- индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Представленная в пособии Л.Б. Баряева, А.Зарин педагогическая система обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре основывается на комплексном подходе, включающем следующие компоненты:
— изучение игровой деятельности детей;
— организация пространственно-развивающей среды;
— ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром в процессе их активной деятельности;
— проведение обучающих игр;
|
|
— общение взрослого с детьми в процессе игры.
Комплексный подход предполагает обучение сюжетно-ролевой игре в тесной связи с обучением детей по другим разделам программы, таким как развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем природном и социальном мире, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, формирование элементарных математических представлений, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Реализация комплексного подхода к обучению сюжетно-ролевой игре детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности и возраста определяет следующие направления коррекционно-воспитательной работы:
1. Ознакомление с окружающим миром с целью формирования представлений об объектах окружающей действительности и последующего отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в игре.
2. Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве:
а) в реальном — на основе предметной и предметно-игровой деятельности;
б) отраженном в различных знаках - с предметами-заместителями (игрушками, графическими изображениями) в ходе игровой, предметно-практической, элементарной трудовой деятельности;
в) условном, символическом — в моделируемой воображаемой ситуации.
3. Обучение принятию игрового образа, роли:
— восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, наблюдение за возможностями педагога заменять реальное поведение на игровое;
— овладение действиями с различными игрушками в ходе режиссерских игр;
|
|
— овладение отдельными действиями в рамках образа с помощью переодевания в ходе образных игр;
— овладение действиями детализации образа в ходе отобразительных и сюжетно-ролевых игр;
— взаимодействие участников в ходе сюжетно-ролевых игр.
4. Развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели:
— овладение движениями частей тела, действиями с реальными предметами;
— овладение движениями с предметами-заместителями (с крупными, а затем меньшими по размеру предметами, объемными и плоскостными их моделями);
— овладение движениями с условными изображениями и отдельными деталями предметов, костюмов и т, п.
5. Овладение различными средствами межличностного общения и развитие функций речи:
— умение согласовывать действия (с игрушками), телодвижения со словами педагога;
— умение произносить отдельные реплики в ходе отобразительных и сюжетно-ролевых игр;
— модулирование и интонирование речи в ходе отобразительных и сюжетно-ролевых игр.