У детей с умственной отсталостью

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Баряева, Екжанова, Стребелева, Гаврилушкина, Соколова)

Процесс обучения игре дошкольников с интел­лектуальной недостаточностью строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей.

Вместе с тем процесс обучения таких детей имеет специфичные особенности:

- индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятель­ность и активность ребенка в процессе обучения.

Представленная в пособии Л.Б. Баряева, А.Зарин педагогическая система обучения детей дошкольного возраста с ин­теллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре основывается на комплексном подходе, включа­ющем следующие компоненты:

— изучение игровой деятельности детей;

— организация пространственно-развивающей среды;

— ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром в процессе их активной деятель­ности;

— проведение обучающих игр;

— общение взрослого с детьми в процессе игры.

Комплексный подход предполагает обучение сю­жетно-ролевой игре в тесной связи с обучением детей по другим разделам программы, таким как развитие речи, формирование представлений о себе и окру­жающем природном и социальном мире, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, формирование эле­ментарных математических представлений, форми­рование культурно-гигиенических навыков и навы­ков самообслуживания.

Реализация комплексного подхода к обучению сю­жетно-ролевой игре детей с интеллектуальной недо­статочностью разной степени выраженности и возра­ста определяет следующие направления коррекционно-воспитательной работы:

1. Ознакомление с окружающим миром с целью формирования представлений об объектах окружаю­щей действительности и последующего отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных осо­бенностей в игре.

2. Формирование познавательных действий и ори­ентировки в пространстве:

а) в реальном — на осно­ве предметной и предметно-игровой деятельности;

б) отраженном в различных знаках - с предметами-заместителями (игрушками, графическими изобра­жениями) в ходе игровой, предметно-практической, элементарной трудовой деятельности;

в) условном, символическом — в моделируемой воображаемой си­туации.

3. Обучение принятию игрового образа, роли:

— восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, наблюдение за возможностя­ми педагога заменять реальное поведение на игро­вое;

— овладение действиями с различными игрушка­ми в ходе режиссерских игр;

— овладение отдельными действиями в рамках образа с помощью переодевания в ходе образных игр;

— овладение действиями детализации образа в ходе отобразительных и сюжетно-ролевых игр;

— взаимодействие участников в ходе сюжетно-ро­левых игр.

4. Развитие психомоторики, обусловливающей точ­ность выполнения задуманного действия, модели:

— овладение движениями частей тела, действиями с реальными предметами;

— овладение движениями с предметами-замести­телями (с крупными, а затем меньшими по размеру предметами, объемными и плоскостными их моде­лями);

— овладение движениями с условными изображе­ниями и отдельными деталями предметов, костюмов и т, п.

5. Овладение различными средствами межличност­ного общения и развитие функций речи:

— умение согласовывать действия (с игрушками), телодвижения со словами педагога;

— умение произносить отдельные реплики в ходе отобразительных и сюжетно-ролевых игр;

— модулирование и интонирование речи в ходе отобразительных и сюжетно-ролевых игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: