Дополнение ситуации, которую смоделировал взрослый

Например, учитель-дефектолог и воспита­тели создали в группе какую-то игровую ситуацию: поставили стеллаж, положили отдельные предметы, приготовили костюмы и т. п.

Детям предлагается до­полнить ее из того набора предметов (натуральных, заместителей, напоминающих реальные предметы и т. п.), которые расположены в игровой комнате таким образом, чтобы они попали в поле зрения детей.

Среди них находятся и лишние предметы, которые не нужны для данной игры. Взрослый помогает де­тям выбрать необходимые предметы, оживляя их воспоминания о дидактических и обучающих играх, об экскурсии, привлекая наглядный материал (пред­метные и сюжетные картинки по теме игры), фото­графии и т. п.

2. Создание игровой ситуации совместно с педаго­гом по детским представлениям об игре, которые по­лучены на экскурсии, в процессе ознакомления с ил­люстративным материалом, на основе знакомства с художественным произведением (стихотворение, ко­роткий рассказ).

Для этого может быть использован рассказ, который придумывает педагог специально для данной ситуации, сопровождая его «комментирован­ным рисованием», выкладыванием движущихся мо­делей на фланелеграфе или ковролинографе, серией картинок и т. п.

3. Создание игровой ситуации по представлениям детей в процессе совместной деятельности со взрос­лым.

Чаще всего это бывает доступно детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического раз­вития или обученным детям с легкой умственной от­сталостью.

После того как игровая ситуация создана, взрос­лый предлагает детям поиграть в игру, беря на себя главную роль. Так, для детей наиболее значимыми становятся роли, в которых четко заданы и доступны для непосред­ственного восприятия характерные действия.

Напри­мер, в игре «Магазин» наиболее привлекательными являются роли продавца и кассира, в игре «Парик­махерская» — роль парикмахера. Именно эти роли педагог и берет на себя при первом знакомстве с сюжетно-ролевой игрой. Взрослый старается эмо­ционально, живо привлечь каждого ребенка к игре, распределяя различные роли. Он побуждает детей вспомнить, что делает тот или иной персонаж в игре, как ведет себя, что говорит и т. п. При введении ре­бенка в роль педагог постоянно оживляет представ­ления детей, обращаясь к воспоминаниям об экс­курсии, к прочитанному литературному произведе­нию и т. п. Речевое общение педагога с детьми по ходу игры сопровождается четкими и правильными действиями, оно должно быть лаконичным и на­правленным на развитие сюжета игры.

Развернутая игровая ситуация остается в игровой комнате и становится местом для игр детей. При же­лании дети могут в любой момент к ней вернуться.

Если интерес детей к игре недостаточно выражен, то его стимулируют взрослые — учитель-дефектолог, логопед, воспитатели.

На втором занятии по обучению сюжетно-ролевой игре учитель-дефектолог берет на себя вторую по значимости роль. Осуществляя косвенное руководство игрой, пе­дагог помогает детям налаживать отношения, пра­вильно выстраивать игровые действия, общаться друг с другом по ходу игры.

На следующем занятии педагог берет на себя еще менее значимую роль, продолжая осуществлять свой педагогический замысел. При этом важно, чтобы программа игры ребенка соотносилась с тем, что планирует взрослый. Он должен уметь режиссиро­вать игру, вместе с тем не навязывая детям свою позицию.

На последующих занятиях по обучению сюжетно-ролевой игре:

- педагог учит детей самостоятельно рас­пределять роли, помогая им советом, выражая свои пожелания и т. п. Во время этих игр необходимо по­знакомить детей с теми ролями, которые не всегда видны и понятны детям, например роль директора магазина или заведующей парикмахерской.

- Воспитатели, проводя сюжетно-ролевые игры с детьми, ориентируются на то, что дети уже проиграли с учителем-дефектологом. Они расширяют, уточняют содержание этих игр. На различных занятиях, в сво­бодное время создают с детьми различные атрибуты игры, учат их самостоятельно использовать свои по­делки в играх и т. п.

- Важное, значение для обогащения детского опы­та имеет использование оборудования, предназначенного для сюжетно-ролевых игр, в процессе про­ведения сюжетно-дидактических игр.

Так, для ре­шения арифметических задач, формирования счет­ных навыков и величинных представлений можно активно использовать сюжеты игр «Магазин», «По­чта» «Аптека» и др. В таких игровых ситуациях дети постепенно переходят от счета реальных предметов к их заменителям. В ходе сюжетно-дидактических игр они могут решать задачи-драматизации с открытым и закрытым результатом.

В сюжетно-дидактической игре с детьми старшего дошкольного возраста ведущая роль принадлежит учителю-дефектологу. Он направляет развитие сю­жета, следит за сменой ролей и выполнением каж­дым ребенком счетных и измерительных действий, развивает умение применять эти знания в игре.




double arrow
Сейчас читают про: