Например, учитель-дефектолог и воспитатели создали в группе какую-то игровую ситуацию: поставили стеллаж, положили отдельные предметы, приготовили костюмы и т. п.
Детям предлагается дополнить ее из того набора предметов (натуральных, заместителей, напоминающих реальные предметы и т. п.), которые расположены в игровой комнате таким образом, чтобы они попали в поле зрения детей.
Среди них находятся и лишние предметы, которые не нужны для данной игры. Взрослый помогает детям выбрать необходимые предметы, оживляя их воспоминания о дидактических и обучающих играх, об экскурсии, привлекая наглядный материал (предметные и сюжетные картинки по теме игры), фотографии и т. п.
2. Создание игровой ситуации совместно с педагогом по детским представлениям об игре, которые получены на экскурсии, в процессе ознакомления с иллюстративным материалом, на основе знакомства с художественным произведением (стихотворение, короткий рассказ).
Для этого может быть использован рассказ, который придумывает педагог специально для данной ситуации, сопровождая его «комментированным рисованием», выкладыванием движущихся моделей на фланелеграфе или ковролинографе, серией картинок и т. п.
3. Создание игровой ситуации по представлениям детей в процессе совместной деятельности со взрослым.
Чаще всего это бывает доступно детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития или обученным детям с легкой умственной отсталостью.
После того как игровая ситуация создана, взрослый предлагает детям поиграть в игру, беря на себя главную роль. Так, для детей наиболее значимыми становятся роли, в которых четко заданы и доступны для непосредственного восприятия характерные действия.
Например, в игре «Магазин» наиболее привлекательными являются роли продавца и кассира, в игре «Парикмахерская» — роль парикмахера. Именно эти роли педагог и берет на себя при первом знакомстве с сюжетно-ролевой игрой. Взрослый старается эмоционально, живо привлечь каждого ребенка к игре, распределяя различные роли. Он побуждает детей вспомнить, что делает тот или иной персонаж в игре, как ведет себя, что говорит и т. п. При введении ребенка в роль педагог постоянно оживляет представления детей, обращаясь к воспоминаниям об экскурсии, к прочитанному литературному произведению и т. п. Речевое общение педагога с детьми по ходу игры сопровождается четкими и правильными действиями, оно должно быть лаконичным и направленным на развитие сюжета игры.
Развернутая игровая ситуация остается в игровой комнате и становится местом для игр детей. При желании дети могут в любой момент к ней вернуться.
Если интерес детей к игре недостаточно выражен, то его стимулируют взрослые — учитель-дефектолог, логопед, воспитатели.
На втором занятии по обучению сюжетно-ролевой игре учитель-дефектолог берет на себя вторую по значимости роль. Осуществляя косвенное руководство игрой, педагог помогает детям налаживать отношения, правильно выстраивать игровые действия, общаться друг с другом по ходу игры.
На следующем занятии педагог берет на себя еще менее значимую роль, продолжая осуществлять свой педагогический замысел. При этом важно, чтобы программа игры ребенка соотносилась с тем, что планирует взрослый. Он должен уметь режиссировать игру, вместе с тем не навязывая детям свою позицию.
На последующих занятиях по обучению сюжетно-ролевой игре:
- педагог учит детей самостоятельно распределять роли, помогая им советом, выражая свои пожелания и т. п. Во время этих игр необходимо познакомить детей с теми ролями, которые не всегда видны и понятны детям, например роль директора магазина или заведующей парикмахерской.
- Воспитатели, проводя сюжетно-ролевые игры с детьми, ориентируются на то, что дети уже проиграли с учителем-дефектологом. Они расширяют, уточняют содержание этих игр. На различных занятиях, в свободное время создают с детьми различные атрибуты игры, учат их самостоятельно использовать свои поделки в играх и т. п.
- Важное, значение для обогащения детского опыта имеет использование оборудования, предназначенного для сюжетно-ролевых игр, в процессе проведения сюжетно-дидактических игр.
Так, для решения арифметических задач, формирования счетных навыков и величинных представлений можно активно использовать сюжеты игр «Магазин», «Почта» «Аптека» и др. В таких игровых ситуациях дети постепенно переходят от счета реальных предметов к их заменителям. В ходе сюжетно-дидактических игр они могут решать задачи-драматизации с открытым и закрытым результатом.
В сюжетно-дидактической игре с детьми старшего дошкольного возраста ведущая роль принадлежит учителю-дефектологу. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением каждым ребенком счетных и измерительных действий, развивает умение применять эти знания в игре.






