Последовательность в применении приемов обучения при организации игр:
-- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
- совместное проигрывание действий педагогом и детьми;
- выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом;
- выполнение действий ребенком по словесной инструкции;
- рассказ ребенка о собственных действиях после их проигрывания;
- сопровождение ребенком речью выполняемых действий.
Педагог предлагает детям выполнять разнообразные игровые действия с противоположным значением, например: «Положи гриб в корзину», «Возьми гриб из корзины» и т. п.
В процессе игр целесообразно использовать картинки с движущимися моделями, в которых одна фигурка свободно двигается (например, с помощью нитки), а остальные статичны. Ребенок может выполнять с этой «свободной» фигуркой различные действия и называть их.
Особо привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, ее импровизации и театрализации. Использование этих приемов вызывает у детей эмоциональный подъем и стремление выполнить действия. В данном случае происходит не театрализация какого-то литературного произведения, а лишь проигрывание ситуаций, которые могут соответствовать той или иной роли.
|
|
Например, играя в игру «Теремок», педагог предлагает детям надеть маски зайчиков или ежей и поселиться в «теремке». Участие взрослого в игре обязательно. Он должен быть организатором и ведущим этой театрализации. По просьбе педагога — «зайчихи» или «ежихи» — дети могут прискакать или подойти к нему, потом отправиться на полянку или домой. При этом они с помощью педагога объясняют свои действия, пересчитывают количество «зайчиков» или «ежей», выполняют соответствующее количество движений по словесной инструкции педагога или по инструкции, записанной на аудиокассету. Такого типа игры могут проводиться с использованием, например, настольного театра, кукол бибабо и т. п. Во всех случаях действия детей или игровых персонажей сопровождаются речью.
Обучающие игры это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослых и детей в ходе решения игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок усваивает новые, более обобщенные способы отображения действительности.
В зависимости от уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей,
обучающие игры могут быть направлены на:
— демонстрацию отдельных игровых действий;
— обучение цепочке действий;
— демонстрацию новых, более обобщенных способов решения игровых задач с помощью игрушек-заместителей, нарисованных или воображаемых предметов (Н. Д. Соколова).
|
|
Важным элементом, без которого невозможно проведение игры, становится игровое действие. Как уже отмечалось, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно овладеть игровым действием. Поэтому необходимо научить детей моделировать ситуации реального эмоционального общения. В центре такого обучения находится взрослый, он — источник чувств, их «генератор». Он призван пробудить в ребенке ответную реакцию, подтолкнуть его к проявлению эмоций.
Одна из задач обучающих игр - сформировать у детей способность самим выступать в качестве реальных действующих лиц в воображаемой ситуации.
Этому способствует участие детей с проблемами в интеллектуальном развитии в различных простых по содержанию сюжетных подвижных играх. Эти игры можно проводить в групповой комнате, в музыкальном и физкультурном залах и на прогулочных площадках. Сюжетные подвижные игры дают возможность погрузиться в воображаемую ситуацию, «сыграть» роль какого-то персонажа (мышка, зайчик, воздушный шар и т. п.).
В пособии содержится система обучающих игр, направленных на развертывание таких сюжетов, как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Доктор», «Аптека», «Автобус» и др.
Этапы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью игре:
— демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;
— последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию;
— выполнение детьми игровых действий по подражанию;
— самостоятельное выполнение детьми игровых действий.
Приемы. В процессе обучения дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии игровым действиям на первых этапах работы широко используются такие приемы, как совместные действия ребенка и взросло го, выполнение ребенком действий по подражанию.
На последующих этапах большее значение приобретает демонстрация образца действия.
Словесная инструкция в работе с данной категорией дошкольником используется редко, обычно она сочетается с показом действий.