Приемы обучения игре

Последовательность в применении приемов обучения при организации игр:

-- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;

- совместное проигрывание действий педагогом и детьми;

- выполнение действий ребенком, с опорой на об­разец, предлагаемый педагогом;

- выполнение действий ребенком по словесной инст­рукции;

- рассказ ребенка о собственных действиях после их проигрывания;

- сопровождение ребенком речью выполняемых действий.

Педагог предлагает детям выполнять разнообраз­ные игровые действия с противоположным значени­ем, например: «Положи гриб в корзину», «Возьми гриб из корзины» и т. п.

В процессе игр целесообраз­но использовать картинки с движущимися моделями, в которых одна фигурка свободно двигается (напри­мер, с помощью нитки), а остальные статичны. Ребе­нок может выполнять с этой «свободной» фигуркой различные действия и называть их.

Особо привлекательны для детей приемы драма­тизации ситуации, ее импровизации и театрализации. Использование этих приемов вызывает у детей эмо­циональный подъем и стремление выполнить дей­ствия. В данном случае происходит не театрализа­ция какого-то литературного произведения, а лишь проигрывание ситуаций, которые могут соответство­вать той или иной роли.

Например, играя в игру «Теремок», педагог предлагает детям надеть маски зайчиков или ежей и поселиться в «теремке». Уча­стие взрослого в игре обязательно. Он должен быть организатором и ведущим этой театрализации. По просьбе педагога — «зайчихи» или «ежихи» — дети мо­гут прискакать или подойти к нему, потом отправить­ся на полянку или домой. При этом они с помощью педагога объясняют свои действия, пересчитывают количество «зайчиков» или «ежей», выполняют со­ответствующее количество движений по словесной инструкции педагога или по инструкции, записан­ной на аудиокассету. Такого типа игры могут про­водиться с использованием, например, настольного театра, кукол бибабо и т. п. Во всех случаях дей­ствия детей или игровых персонажей сопровожда­ются речью.

Обучающие игры это своеобразная форма пере­дачи игрового опыта в процессе естественного об­щения взрослых и детей в ходе решения игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок усваивает новые, более об­общенные способы отображения действительности.

В зависимости от уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей,

обучающие игры могут быть на­правлены на:

— демонстрацию отдельных игровых действий;

— обучение цепочке действий;

— демонстрацию новых, более обобщенных спосо­бов решения игровых задач с помощью игрушек-за­местителей, нарисованных или воображаемых пред­метов (Н. Д. Соколова).

Важным элементом, без которого невозможно про­ведение игры, становится игровое действие. Как уже отмечалось, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно овладеть иг­ровым действием. Поэтому необходимо научить де­тей моделировать ситуации реального эмоциональ­ного общения. В центре такого обучения находится взрослый, он — источник чувств, их «генератор». Он призван пробудить в ребенке ответную реакцию, под­толкнуть его к проявлению эмоций.

Одна из задач обучающих игр - сформировать у детей способность самим выступать в качестве ре­альных действующих лиц в воображаемой ситуации.

Этому способствует участие детей с проблемами в ин­теллектуальном развитии в различных простых по содержанию сюжетных подвижных играх. Эти игры можно проводить в групповой комнате, в музыкаль­ном и физкультурном залах и на прогулочных пло­щадках. Сюжетные подвижные игры дают возможность погрузиться в воображаемую ситуацию, «сыграть» роль какого-то персонажа (мышка, зайчик, воздушный шар и т. п.).

В пособии содержится система обучающих игр, направленных на развертывание таких сюжетов, как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Доктор», «Аптека», «Автобус» и др.

Этапы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью игре:

— демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;

— последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию;

— выполнение детьми игровых действий по подражанию;

— самостоятельное выполнение детьми игровых действий.

Приемы. В процессе обучения дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии игровым действиям на первых этапах работы широко используются такие приемы, как совместные действия ребенка и взросло го, выполнение ребенком действий по подражанию.

На последующих этапах большее значение приобре­тает демонстрация образца действия.

Словесная инструкция в работе с данной категорией дошкольником используется редко, обычно она сочетается с показом действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: