Часть 1

ПРОБНЫЙ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2015

ВАРИАНТ 2

Часть 1

1. Согласно летописным свидетельствам Рюрик правил во второй половине IX в. в (во)


1) Киеве

2) Новгороде

3) Владимире

4) Чернигове


2. Что из перечисленного было следствием набегов половцев во второй половине XI в.?

1) миграция населения из Среднего Поднепровья в Волжско-Окский район

2) установление военного союза Руси с Хазарским каганатом

3) полное прекращение княжеских междоусобиц

4) установление военного союза Руси с Великим княжеством Литовским

3. Фрески в Ферапонтовом, Белозерском монастырях, в Успенском соборе Московского Кремля создал


1) Андрей Рублёв

2) Феофан Грек

3) Дионисий

4) Симон Ушаков


4. Прочтите отрывок из жития и определите дату событий, в нём описанных.

«Услышав о <...> доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьянённый безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

<...> После того Александр поспешил напасть на врагов <...>, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего».


1) 1036 г.

2) 1185 г.

3) 1216 г.

4) 1240 г.


5. Что из названного относится к социальным реформам Петра I?

1) отмена урочных лет и установление бессрочного сыска беглых крестьян

2) издание указа о трёхдневной барщине

3) введение подушной подати

4) освобождение дворян от обязательной службы

6. Современником Екатерины II был


1) Александр Суворов

2) Иван Фёдоров

3) Алексей Адашев

4) Андрей Курбский


7. Что стало результатом Куликовской битвы?


1) укрепление авторитета московского князя

2) союз Москвы и Литвы против Орды

3) падение ордынского ига

4) усиление в Орде власти Мамая


8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о взглядах которых идёт речь.

«Они являлись как будто консерваторами... и даже реакционерами; они в некоторых отношениях хотели бы повернуть дело к допетровскому времени. Они признавали, что петровские реформы, приобщившие Россию к западной цивилизации, вообще являются искажением природных свойств России, и требовали возвращения к такой глубокой старине, которое было даже немыслимо».


1) декабристы

2) западники

3) славянофилы

4) народники


9. Завершение промышленного переворота в России означало:

1) переход к фабричному производству в ведущих отраслях промышленности

2) развитие промышленности в национальных окраинах страны

3) появление монополистических объединений в промышленности

4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным

10. Необходимость преодоления внутреннего кризиса, рост недоимок крестьян по выкупным платежам вынудили Александра III в начале 1880-х гг. принять решение о

1) прекращении временнообязанного состояния крестьян

2) массовом переселении малоземельных крестьян на неосвоенные земли

3) возвращении крестьянам отрезков

4) ликвидации помещичьего землевладения

11. Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают.»


1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1910-е гг.


12. Кто из названым лиц был художником?


1) А. М. Опекушин

2) К. П. Брюллов

3) К. И. Росси

4) М. П. Мусоргский


13. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. было принято решение о

1) провозглашении советской власти

2) заключении сепаратного мира с немцами

3) провозглашении России конституционной монархией

4) создании Временного правительства

14. Что из названного относится к результатам экономических реформ в период НЭПа?

1) установление продовольственной диктатуры в деревне

2) восстановление денежного обращения в стране

3) создание сети частных акционерных банков

4) отмена государственной монополии внешней торговли

15. Первый ночной таран, совершил В. Талалихин во время


1) Обороны Сталинграда

2) Курской битвы

3) Обороны Москвы

4) Берлинской операции


16. Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

1) переходом Красной Армии к стратегической обороне

2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне

3) освобождением Белоруссии

4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса

17. Что из названного было основной причиной перехода к политике перестройки в середине 1980-х гг.?

1) необходимость освоения восточных районов СССР

2) массовые демонстрации населения

3) экономический и политический кризис в стране

4) ухудшение отношений с социалистическими странами

18. Что из перечисленного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?

1) введение госприёмки

2) переход на семилетнее планирование

3) переход от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством

4) либерализация цен

19. Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».


1) С. С. Прокофьев

2) А. В. Александров

3) А. И. Хачатурян

4) Д. Д. Шостакович


20. Какое из названных произведений искусства и литературы было создано в 1930-х гг.?

1) скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»

2) балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица»

3) картина И. С. Глазунова «Мистерия XX века»

4) роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия»

21. Какая из бывших советских республик в период 1992-2011 гг. стала членом НАТО?


1) Казахстан

2) Латвия

3) Молдавия

4) Азербайджан


22. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

1) советско-финляндская война

2) подавление советскими войсками «Пражской весны»

3) советско-польская война

4) мятеж Чехословацкого корпуса

5) ввод советских войск в Афганистан

23. Какие три из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) модерн; 2) сентиментализм; 3) классицизм; 4) фреска; 5) барокко; 6) передвижники

24. Установите соответствие между событиями и руководителями Советской России - СССР в период, когда происходили эти события: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



СОБЫТИЯ

а. начало стахановского движения

б. принятие первой советской конституции

в. создание Съезда народных депутатов СССР

г. первый визит советского руководителя в США

РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ

РОССИИ - СССР

1) М.С. Горбачёв

2) В.И. Ленин

3) И.В. Сталин

4) Н.С. Хрущёв

5) Л.И. Брежнев


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

25. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с процессом закрепощения крестьян:


1) Юрьев день

2) урочные лета

3) пожилое

4) заповедные лета

5) уставная грамота

6) Соборное уложение


Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

26. Укажите термин, о котором идёт речь. «Части находившихся в пользовании крестьян наделов, переданные по Крестьянской реформе 1861 г. помещикам».

Ответ:__________________

27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента

Правитель Преобразование Результат
(А) Ликвидация внутренних таможен Создание благоприятных условий для развития торговли
 
Пётр I (Б) (В)
(Г) (Д) Дробление дворянских имений
Пётр III Запрет покупки крестьян к заводам (Е)
 

Пропущенные элементы:

1) издание указа о секуляризации церковных земель

2) введение Табели о рангах

3) установление порядка прохождения государственной службы

4) расширение использования наёмного труда в промышленности

5) отмена указа о единонаследии

6) Анна Иоанновна

7) сокращение срока обязательной службы дворян

8) Екатерина II

9) Елизавета Петровна

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

28. Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

«...15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии

А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.

.„17. Како дети учити и страхом спасати

Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».

1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.

2) произведение относится к типу житийной литературы

3) произведение является памятником русской литературы XVI в.

4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов

5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные

6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: