Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации:
- упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
- упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
- упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Однако в качестве третьей подсистемы можно выделить и организационную подсистему.
Функциональные подсистемы (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.
ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция ФП ИС в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как: информационная; техническая; программная; математическая; лингвистическая.
|
|
Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.
ФП ИС могут строиться по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному).
Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.
Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы): прогнозирование; нормирование; планирование (технико-экономическое и оперативное); учет; анализ; регулирование.
Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС или в виде специальных подсистем в рамках КИС. На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 2).
|
|
Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия (таблица). Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.
По функциональному принципу | По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами) |
- стратегическое развитие; - технико-экономическое планирование; - бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности | - техническая подготовка производства; - основное и вспомогательное производство; - качество продукции; - логистика; - маркетинг; - кадры |
Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. В работе обеспечивающие и организационные подсистемы объединены в одну обеспечивающую подсистему. Обоснованием такого решения можно считать, что их составляющие обеспечивают реализацию целей и функций системы.
Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3): функциональную структуру; информационное обеспечение; математическое (алгоритмическое и программное) обеспечение; техническое обеспечение; организационное обеспечение; кадровое обеспечение, а на стадии разработки ИС дополнительные обеспечения: правовое; лингвистическое; технологическое; методологическое; интерфейсы с внешними ИС.
В целом работу ИС в контуре управления (двойные стрелки согласно рис. 3) определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека – организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечение.
Функциональная структура (рис. 4) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность.
Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется государственным стандартом и подразделяется на информационные и управляющие функции.
Информационные функции | ||
централизованный контроль | вычислительные и логические операции | управляющие функции |
- измерение значений параметров; - измерение их отклонений от заданных значений | - тестирование работоспособности ИС; - подготовка и обмен информацией с другими системами | - поиск и расчет рациональных режимов управления; - реализацию заданных режимов управления |
Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 4). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.
Рисунок 4 | Рисунок 5 |
Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 5).
Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.
|
|
Программное обеспечение состоит:
- из общего ПО (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т. е. все то, что обеспечивает работу аппаратных устройств);
- специального ПО (прикладное ПО, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).
Техническое обеспечение (рис. 6) состоит из устройств: измерения; преобразования; передачи; хранения; обработки; отображения; регистрации; ввода/вывода информации; исполнительных устройств.
Рисунок 6 | Рисунок 7 |
Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т. д.
Организационное обеспечение (рис. 7) – это совокупность средств и методов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС. Его целью является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т. д. Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.
Важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы: | |||
первая группа | вторая группа | третья группа | четвертая группа |
- общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС; - типовые проектные решения; - методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; - методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации | - комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; - типовые структуры управления предприятием; - унифицированные системы документов; - общесистемные и отраслевые классификаторы и т. п. | - технико-экономическое обоснование; - техническое задание; - технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию). | Организационно-штатное расписание определяет состав специалистов по функциональным подсистемам управления |
Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.
|
|
Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО (рис. 8), делятся на две группы:
- традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);
- предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).
Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:
1. первичной информации – этапы технологического процесса:
- сбора;
- передачи;
- накопления;
- хранения;
- обработки первичной информации;
- получения и выдачи результатной информации;
2. организационно-распорядительной документации – этапы:
- получения входящей документации;
- передачи на исполнение;
- формирования и хранения дел;
- составления и размножения внутренних документов и отчетов;
3. технологической документации и чертежей – этапы:
- ввода в систему и актуализации шаблонов изделий;
- ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий;
- выдачи на плоттер чертежей;
- актуализации банка государственных и отраслевых стандартов, технических условий, нормативных данных;
- подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий;
4. баз данных и знаний – этапы:
- формирования баз данных и знаний;
- ввода и обработки запросов на поиск решения;
- выдачи варианта решения и объяснения к нему;
5. научно-технической информации, ГОСТов и тех. условий, правовых документов и дел – этапы:
- формирования поисковых образов документов;
- формирования информационного фонда;
- ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов;
- кодирования запроса на поиск;
- выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа.
Технологическое обеспечени е развитых ИС включает в себя подсистемы:
OLTP – оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость преобразования большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД;
OLAP – оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.
Технологии OLAP обеспечивают:
- анализ и моделирование данных в оперативном режиме;
- работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;
- реализацию запросов произвольного вида;
- формирование системы знаний о предметной области и др.
За счет программного интерфейса API и доступа интерфейсы с внешними ИС обеспечивается обмен данными, расширение функциональности приложений следующим объектам:
- объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic;
- реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture)
- компонентной модели объектов – COM, поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, ЯП;
- локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования, обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента.
ИС поддерживает работу следующих категорий пользователей:
- конечные пользователи – управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;
- администрация ИС, в том числе:
- конструктор или системный аналитик – обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;
- администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;
- администратор данных – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);
- администратор компьютерной сети – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;
- системные и прикладные программисты – осуществляют создание, сопровождение и модернизацию ПО ИС;
- технический персонал – обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;
- внешние пользователи – потребители выходной информации ИС, контрагенты.