УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА
Технология разработки маршрутов и формирования туров
Классификация туристских маршрутов. Разработка маршрутов. Паспорт маршрута. Формирование туров. Расчет стоимости тура и дохода от его реализации.
Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Классификация туристских маршрутов
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.
По типам маршруты бывают:
тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
|
|
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.
По построению трассы:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
радиальные – с посещением одного пункта на трассе;
кольцевые – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
По способам передвижения на маршруте:
автобусные;
теплоходные (морские, речные);
авиационные;
железнодорожные;
комбинированные.
По содержанию маршруты бывают:
отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.);
охота и рыбная ловля и т.д.;
посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.
Разработка туристского маршрута
Проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:
установление нормируемых характеристик услуги;
установление технологии процесса обслуживания туристов;
разработка технологической документации;
определение методов контроля качества;
анализ проекта;
представление проекта на утверждение.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
|
|
Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Разработка конкретного туристского маршрута – сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:
исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе;
маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;
определение типа маршрута;
построение эскизной модели;
привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
разработка схемы безопасности;
разработка паспорта маршрута;
согласование паспорта с соответствующими службами;
пробная обкатка и внесение необходимых изменений;
утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договора с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.
В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.
Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма – перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная компания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.
Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договора с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.
Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.
Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:
1. Предмет договора.
Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.
2. Обязанности сторон.
В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны. Оговаривается минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.
3. Документы обслуживания и порядок их использования.
Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов и кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательства той или иной стороной.
|
|
1. Медицинское обслуживание и условия его предоставления.
2. Порядок аннулирования заказов.
3. Условия расчетов.
Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг: чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод.
7. Ответственность за причинение ущерба.
В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине туриста.
8. Порядок разрешения споров.
При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.
9. Особые условия.
Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора.
10. Юридические адреса сторон.