double arrow

Формирование ценностных ориентаций общества и личности. Мораль и другие формы общественного познания

1. Нравственное содержание мировых религий.

2. Проблема соотношения этического и эстетического в искусстве.

3. Роль исторической и национальной памяти в формировании нравственной культуры личности и общества.

4. Проблема памяти в «Письмах к молодым читателям» Д.С. Лихачева.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для усвоения материала по теме «Нравственная культура личности и общества» необходимо повторить материал лекции по данной теме, изучить указанные разделы учебников и тексты, рекомендуемые для изучения (см. раздел 5). Для понимания темы должен быть усвоен смысл понятий эстетическое чувство, историческая и национальная память, культурная среда, экология культуры.

1. Нравственное содержание мировых религий. Предполагается анализ религиозной морали как особой системы правил и норм, освящаемых церковью и контролируемых ею. Особое внимание следует обратить на возвышаемые религией ценности: любовь, верность, терпимость, милосердие и трудолюбие. В заключение целесообразно обосновать мысль о том, что взаимопонимание и единение верующих различных религий и неверующих – важное условие социальной гармонии и нравственного оздоровления общества.

2. Проблема соотношения этического и эстетического в искусстве. Следует охарактеризовать: 1) отношение мыслителей античности к вопросу о нравственном предназначении искусства; 2) представление об искусстве как средстве формирования добрых и благородных нравов, проявившееся в эстетике просветителей; 3) высказывания русских философов и писателей о благотворном влиянии искусства; 4) убеждение в том, что «воспитание эстетического вкуса неразрывно связано с воспитанием нравственности» Д.С. Лихачева. Особого внимания требует проблема взаимоотношения красоты и добра, по-разному решаемая в истории философской мысли. Важно подчеркнуть нераздельность эстетического и нравственного начал, характерную для российской культурной традиции. Иначе говоря, искусство и мораль, представляя собой высшие духовные ценности, рассматриваются в неразрывном единстве. При ответе на этот вопрос необходимо задуматься над следующими проблемами: Совместимы ли искусство и злодейство, иначе говоря, может ли быть искусство безнравственным? Можно ли говорить о нравственном предназначении искусства или оно свободно от выполнения этой миссии и его удел – только развлекать? Может ли писатель проповедовать античеловеческие идеалы? В чем особенность нравственного воздействия искусства?

3. Роль исторической и национальной памяти в формировании нравственной культуры личности и общества.

4. Проблема памяти в «Письмах к молодым читателям» Д.С. Лихачева. Изучите «Письма к молодым читателям» Д.С. Лихачева (см.: Раздел 5. Тексты, рекомендуемые для изучения по программе курса «нравственная культура личности»). Ответьте на приведенные ниже вопросыдля самоконтроля и размышления.

Что вы знаете о Д.С. Лихачеве?

Что позволяет Д.С. Лихачеву понимать память как одно из важнейших свойств бытия?

Докажите, что память – это творческий процесс.

Как характеризует Д.С. Лихачев человека беспамятного?

Почему основой совести Д.С. Лихачев считает память?

Как Д.С. Лихачев доказывает мысль о том, что «в истории каждый культурный подъём был в той или иной мере связан с обращением к прошлому?

Объясните мысль Д.С. Лихачева: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

Почему экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды?

Докажите примерами факт воспитательного влияния на человека окружающей культурной среды.

Как происходит воспитание человека в окружающей его культурной среде?

Почему забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем?

В чем заключается различие между экологией природы и экологией культуры?

Почему без знаний о прошлом своей родины невозможно сохранить культуру?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: 1.Мораль и право. 2. Мораль и политика. 3. Мораль и экономика.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Объясните значение слов Ч. Дарвина о том, что утрата вкуса к искусству «равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а ещё вероятнее – на нравственных качествах, т. к. ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».

Согласны ли вы с мыслью просветителей о том, что искусство служит средством формирования добрых и благородных нравов, что, если сформировать в каждом человеке умение наслаждаться красотой (т.е. воспитать эстетическое чувство), то исчезнут порок и безнравственность, и в мире воцарится гармония?

ЛИТЕРАТУРА

Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 310 с.

Этика: учебник для бакалавров [Текст] / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова [Текст]. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 569 с.

Гусейнов А.А. Возможна ли мораль, независимая от религии? // Дни науки в Университете: избранное / науч. ред. Л.А. Санкин, Г.М. Бирженюк. – СПб.: 2007. – С. 564–572.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: