Мораль и нравственность в науке и общественной практике

1. Мораль и нравственность: сравнительная характеристика понятий.

2. Человек физический и человек моральный в Письме 3 философского произведения Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для усвоения материала по теме «Мораль и нравственность в науке и общественной практике» необходимо повторить материал лекции по данной теме, изучить указанные разделы учебников и хрестоматийный материал, приведенный в данном пособии. Для понимания темы должен быть усвоен смысл исходных терминов курса: мораль, нравственность, нравственная мотивация.

1. Мораль и нравственность в науке и общественной практике. По 1-му вопросу дается характеристика морали: 1) как формы общественного сознания; 2) как системы нравственных норм, принципов, идеалов. При этом акцентируется роль морали в духовно-практическом освоении мира и в регулировании противоречий между личными и общественными интересами. Раскрывается обусловленность морали социокультурными факторами, выявляются причины ее исторической изменчивости, характеризуются основные функции.

Понятие нравственность рекомендуется рассматривать в соотношении с понятием мораль. При определении нравственности выявляются ее общие с моралью черты, в частности обусловленность отношений между людьми способностями человека различать добро и зло. При характеристике особых черт нравственности подчеркивается ее индивидуализированный по сравнению с моралью характер. Мораль понимается как внешнее требование к поведению индивида, общепринятая система отношений между людьми в конкретном обществе, а нравственность как внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Для сравнительной характеристики морали и нравственности следует учитывать следующие основания: социальное бытие – индивидуальное бытие; общий характер моральных норм – реализуемость должного в жизни отдельного человека; исторический, социально-классовый и профессиональный характер – вневременные, внесословные и ценности; демократичность, общедоступность – элитарность; наличие внешнего оценивающего объекта – внутренний самоконтроль и т. д.

2. Человек физический» и «человек моральный» в философском произведении Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании» (Письмо 3).

Изучите Письмо 3 из философского произведения Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека» (См.: Раздел 5. Тексты, рекомендуемые для изучения по программе курса «нравственная культура личности») и ответьте вопросы по тексту произведения. Тема 1). Ответьте на приведенные ниже вопросы по тексту этого философского произведения.

1. Объясните выражение: «пересоздать дело необходимости в дело свободного выбора и возвысить физическую необходимость в моральную».

2. В каком случае физическая необходимость возвышается до моральной?

3. Человек представляется Шиллеру естественным характером, т. е. цельным существом, подчиненным и разуму, который требует единства, и природе, предполагающей разнообразие, неистребимое чувство. Как к такому человеку должно относиться государство?

4. Чем отличается физический человек от морального человека?

5. Что такое естественное государство? В чем его недостаток, почему оно подлежит уничтожению и почему его нельзя уничтожить?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: 1. Понятие и функции морали. 2. Теории происхождения морали.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В начале изучения курса задумайтесь над вопросом: Зачем студенту технического вуза важно изучить гуманитарную дисциплину «нравственная культура личности»? Предложите свои варианты ответов на него.

Поясните мысль Гете: «Главный фундамент нравственности есть добрая воля».

ЛИТЕРАТУРА

Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 310 с.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: в 7 т. – Т. 6. Статьи по эстетике. – М., 1957. – С. 255–261.

Этика: учебник для бакалавров [Текст] / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова [Текст]. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 569 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: