Нравственная культура личности и общества

1. Понятие и структура нравственной культуры личности.

2. Понятие и структура нравственной культуры общества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для усвоения материала по теме «Нравственная культура личности и общества» необходимо повторить материал лекции по данной теме, изучить указанные разделы учебников. Для понимания темы должен быть усвоен смысл понятий нравственная культура, нравственное сознание и поведение, этическое знание, этическое мышление, нравственные чувства.

1. Понятие и структура нравственной культуры личности. Предполагается знание сущности и структуры нравственной культуры личности, умение оценить роль нравственности в жизни человека и выявить мотиваторы нравственного поведения. При определении нравственной культуры личности как единства внутренней и внешней культуры подчеркивается обосновывается безусловное преимущество внутренней культуры. Характеризуются этические знания, нормы, принципы, категории, идеалы, чувства, опыт как факторы, расширяющие сферу морального выбора, регулирующие поведение и определяющие ценностные ориентации и моральные качества личности. Дается понятие нравственных отношений как выражения единства нравственного сознания и нравственной деятельности, приводится типология поведенческих моделей: потребительский, эксплуататорский, конформистский, нонконформный, альтруистический, героический, жертвенный, артистический типы ценностных ориентаций и поведения. Подчеркивается диалектическая взаимосвязь структурных элементов нравственной культуры личности: нравственных знаний, нравственного сознания, нравственного поведения.

2. Понятие и структура нравственной культуры общества. Дается понятие нравственной культуры общества, выявляются и характеризуются ее структурные элементы, раскрывается роль нравственных ценностей в социальной жизни, анализируются глобальные проблемы человечества в свете нравственности: война и мир, экология, жизнь и смерть; проблема нравственной регуляции в условиях глобализирующегося мира. При определении нравственной культуры общества на первый план выходит проблема соотношения сущего и должного.

ТЕМА ДОКЛАДА: Традиционные нравственные ценности российского общества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Прочитайте стихотворение Р. Киплинга «Заповедь» (См.: Раздел 5. Тексты, рекомендуемые для изучения по программе курса «нравственная культура личности»). Ответьте на приведенные к нему вопросы.

Как связано нравственное развитие личности с осознанием ею своего несовершенства? Объясните значение слов Л.Н. Толстого: «Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось».

Что имел в виду Э. Фромм, говоря, что «порок – это безответственность по отношению к себе»?

Поясните слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: “Все так делают”».

ЛИТЕРАТУРА

Балашов Л.Е. Этика: учебное пособие – М., 2003. – 137 с.

Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 310 с.

Этика: учебник для бакалавров [Текст] / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова [Текст]. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 569 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: