Универсальные нравственные принципы и нормы. Основные категории нравственного сознания. Проблем соотношения цели и средств в морали. Этика ненасилия

1. Ненасилие как моральный выбор и общественная позиция.

2. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу силою.

3. Опыт ненасильственной политики в XX веке.

4. Критика И.А. Ильиным толстовской идеи непротивления злу силой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для усвоения материала по теме «Нравственная культура личности и общества» необходимо повторить материал лекции по данной теме, изучить указанные разделы учебников и тексты, рекомендуемые для изучения (см. раздел 5). Для понимания темы должен быть усвоен смысл понятий этика ненасилия, добро и зло, цель и средство. В результате работы над обозначенными ниже вопросами необходимо осмыслить проблему морального выбора в рамках двух основных подходов к соотношению целей и средств в морали: 1) цель оправдывает средства (Н. Макиавелли), 2) для достижения целей необходимо использовать лишь морально безупречные средства (М.Л. Кинг, М. Ганди, Л. Толстой).

1. Ненасилие как моральный выбор и общественная позиция. Освещение вопроса логично начать с определения понятия ненасилия с точки зрения 1) основного этического принципа, 2) практических действий, служащих аргументами в пользу этики ненасилия. Важно противопоставить понятия ненасилия как активной жизненной позиции и пассивности как ухода от действительности и примирения со злом. Ненасильственное сопротивление предполагает большую душевную зрелость, чем применение насилия, и способствует внутреннему преображению личности. Целесообразно осмыслить понимание этики ненасилия в различных этико-философских и религиозных учениях, в том числе в христианстве (В чем отличие этики Христа от ветхозаветной этики в вопросе о насилии? Каков смысл заповедей любви в Новом Завете: любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к врагу? Каков смысл заповеди «не судите, да не судимы будете»?)

2. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу силою. При ответе на вопрос важно учитывать три постепенно углубляющихся определения насилия, данные Толстым: а) физическое пресечение, убийство или угроза убийства; б) внешнее воздействие; в) узурпация свободной воли. Все это расценивается как зло, преумножающее зло и не совместимое с любовью, составляющей основу человеческой жизни. Необходимо задуматься над вопросами, волновавшим мыслителя: Как возможно бороться со злом, которого так много вокруг? Что понимается под ненасильственном сопротивлением? Как нравственное самосовершенствование связано с изменением окружающего мира?

3. Опыт ненасильственной политики в XX веке. Для ответа на вопрос надо обобщить опыт ненасильственной борьбы Генри Дэвида Торо, Мартина Лютера Кинга, но прежде всего Махатмы Ганди, который еще при жизни Л.Н. Толстого попытался практически реализовать идеи непротивления в политических кампаниях, организованных им в Южной Африке, а затем в Индии. В заключение можно прийти к выводу о том, что ненасилие в практике XX в. является способом ответственного существования в современном мире и эффективным средством решения общественных конфликтов.

4. Критика И.А. Ильиным толстовской идеи непротивления злу силой. Необходимо задуматься над вопросами: Каковы основные аргументы И.А. Ильина в критике толстовства? Что такое насилие и может ли оно быть нравственно оправданным? Можно ли насилие, само по себе являющееся злом, использовать во благо? Назовите и охарактеризуйте выдвигаемые философом условия, которые должны соблюдаться при сопротивлении злу. Приведите аргументы за и против применения насилия «во благо» другого человека. Является ли логически корректной постановка вопроса о моральном оправдании насилия? Можно ли этически аргументировать насилие с помощью формулы «цель оправдывает средства»? Согласны ли вы с необходимость религиозного оправдания «меча» в борьбе со злом? В контексте изученного материала важно осмыслить двуединый вопрос И.А. Ильина: Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, приемлющий мироздание, не сопротивляться злу мечом и силою?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: 1. Добро и зло как исходные оценочные понятия нравственности. 2. Проблем соотношения цели и средств в морали. 3. Прагматический и абсолютистский подходы к определению насилия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Проанализируйте следующие слова Спинозы: «Не плакать, не смеяться, не проклинать, но понимать».

ЛИТЕРАТУРА

Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. – 1992. – №3. – С. 72–81.

Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 310 с.

Этика: учебник для бакалавров [Текст] / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова [Текст]. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 569 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: