Заключение. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Cовершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.


Приложения

Таблица 1

Доходы и расходы бюджетной системы в 2009–2013 гг.

            Отклонение в п.п. ВВП, 2013 г. от 2012 г.
млрд руб. % ВВП млрд руб. % ВВП млрд руб. % ВВП млрд руб. % ВВП млрд руб. % ВВП
Федеральный бюджет
Доходы 13019,9 19,5 12 853,7 20,7 11366,0 20,3 8305,4 17,9 7 337,7 18,9 –1,2
Расходы 13342,9 20,0 12 890,7 20,7 10935,2 19,5 10117,5 21,8 9 660,9 24,9 –0,7
Дефицит (–) / Профицит (+) –323,0 –0,5 –37,0 –0,06 430,8 0,77 –1812,1 –3,9 –2 322,3 –6,0 –0,4
Консолидированный бюджет субъектов РФ
Доходы 8164,7 12,2 8 064,3 13,0 7 643,9 13,7 6537,3 14,5 5926,6 15,3 –0,8
В том числе межбюджетные трансферты 1576,6 2,3 1 679,6 2,6 1 644,0 2,9 1398,9 3,1 1487,4 3,8 –0,3
Расходы 8806,7 13,2 8342,7 13,4 7 679,3 13,7 6636,9 14,7 6255,7 16,1 –0,2
Дефицит (–) / Профицит (+) –642,0 –1,0 –278,4 –0,5 –35,4 –0,06 –99,6 –0,2 –329,0 –0,8 –0,5
Бюджет расширенного правительства
Доходы 24082,4 36,1 23 088,7 37,1 20853,7 37,2 15715,9 33,9 13420,7 34,6 –1,0
Расходы 24931,1 37,4 22825,8 36,7 20004,8 35,7 17301,0 37,4 158478,3 40,8 0,7
Дефицит (–) / Профицит (+) –848,7 –1,3 262,9 0,4 848,9 1,5 –1585,1 –3,4 –2426,7 –6,3 –1,7
Справочно: ВВП, млрд руб.          

Источник: Росстат, Министерство финансов РФ, расчеты ИЭП.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Проспект, 2011. - 39с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, - 2011. - 308с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Информцентр XXI века, 2011. - 560с.

4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012. № 216-ФЗ

5. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 222с.

6. Бочаров, В.В. Финансы / В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. - СПб.: Питер, 2009. - 400с.

7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 703с.

8. Емельянова, Ф.Н. Финансы (Основы теории финансов. Государственные и муниципальные финансы): Учебное пособие / Ф.Н. Емельянова. - Чебоксары: Филиал РГСУ в г. Чебоксары: ООО «Крона-2», 2007. - 248с.

9. Ковалева, Т.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов / Т.В. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2005. - 208с.

10. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: ЮРАЙТ, 2008

11. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. - М.: Магистр, 2007. - 383с.

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639с.

13. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой. - М.: Кнорус, 2008. - 384с.

14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 528с.

15. Черенцов, С.А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие / С.А. Черенцов. - М.: Магистр, 2008. - 527с.

16. Кудрин, А.Л. Бюджет - 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики/ А.Л. Кудрин // Финансы. - 2009. - №12.- с.3-8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: