Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
|
|
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Cовершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Приложения
|
|
Таблица 1
Доходы и расходы бюджетной системы в 2009–2013 гг.
Отклонение в п.п. ВВП, 2013 г. от 2012 г. | |||||||||||
млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | ||
Федеральный бюджет | |||||||||||
Доходы | 13019,9 | 19,5 | 12 853,7 | 20,7 | 11366,0 | 20,3 | 8305,4 | 17,9 | 7 337,7 | 18,9 | –1,2 |
Расходы | 13342,9 | 20,0 | 12 890,7 | 20,7 | 10935,2 | 19,5 | 10117,5 | 21,8 | 9 660,9 | 24,9 | –0,7 |
Дефицит (–) / Профицит (+) | –323,0 | –0,5 | –37,0 | –0,06 | 430,8 | 0,77 | –1812,1 | –3,9 | –2 322,3 | –6,0 | –0,4 |
Консолидированный бюджет субъектов РФ | |||||||||||
Доходы | 8164,7 | 12,2 | 8 064,3 | 13,0 | 7 643,9 | 13,7 | 6537,3 | 14,5 | 5926,6 | 15,3 | –0,8 |
В том числе межбюджетные трансферты | 1576,6 | 2,3 | 1 679,6 | 2,6 | 1 644,0 | 2,9 | 1398,9 | 3,1 | 1487,4 | 3,8 | –0,3 |
Расходы | 8806,7 | 13,2 | 8342,7 | 13,4 | 7 679,3 | 13,7 | 6636,9 | 14,7 | 6255,7 | 16,1 | –0,2 |
Дефицит (–) / Профицит (+) | –642,0 | –1,0 | –278,4 | –0,5 | –35,4 | –0,06 | –99,6 | –0,2 | –329,0 | –0,8 | –0,5 |
Бюджет расширенного правительства | |||||||||||
Доходы | 24082,4 | 36,1 | 23 088,7 | 37,1 | 20853,7 | 37,2 | 15715,9 | 33,9 | 13420,7 | 34,6 | –1,0 |
Расходы | 24931,1 | 37,4 | 22825,8 | 36,7 | 20004,8 | 35,7 | 17301,0 | 37,4 | 158478,3 | 40,8 | 0,7 |
Дефицит (–) / Профицит (+) | –848,7 | –1,3 | 262,9 | 0,4 | 848,9 | 1,5 | –1585,1 | –3,4 | –2426,7 | –6,3 | –1,7 |
Справочно: ВВП, млрд руб. | – |
Источник: Росстат, Министерство финансов РФ, расчеты ИЭП.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Проспект, 2011. - 39с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, - 2011. - 308с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Информцентр XXI века, 2011. - 560с.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012. № 216-ФЗ
5. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 222с.
6. Бочаров, В.В. Финансы / В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. - СПб.: Питер, 2009. - 400с.
7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 703с.
8. Емельянова, Ф.Н. Финансы (Основы теории финансов. Государственные и муниципальные финансы): Учебное пособие / Ф.Н. Емельянова. - Чебоксары: Филиал РГСУ в г. Чебоксары: ООО «Крона-2», 2007. - 248с.
9. Ковалева, Т.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов / Т.В. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2005. - 208с.
10. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: ЮРАЙТ, 2008
11. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. - М.: Магистр, 2007. - 383с.
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639с.
13. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой. - М.: Кнорус, 2008. - 384с.
14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 528с.
15. Черенцов, С.А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие / С.А. Черенцов. - М.: Магистр, 2008. - 527с.
16. Кудрин, А.Л. Бюджет - 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики/ А.Л. Кудрин // Финансы. - 2009. - №12.- с.3-8