double arrow

Налоговая система России: понятие и структура


Эффективность налоговой политики во многом зависит от того, какие постулаты заложены в ее основу, на каких принципах построена налоговая система: от соотношения прямого и косвенного налогообложения, отсутствия или наличия и степени прогрессии налоговых ставок, метода оценки налоговой базы, характера и целей налоговых льгот и т.д.

Таким образом, научно развиваемая налоговая политика создает и реализует предпосылки для осуществления рациональных политических действий с целью проведения налоговой реформы, совершенствования налоговой системы РФ.

Под налогооблагающими субъектами понимаются субъекты, которые обременяют подданных обязанностями по уплате налогов и сборов, это:

1. Российская Федерация;

2. субъекты РФ (республики, края, области, автономные области и округа, города федерального значения);

3. муниципальные образования (районы, города, округа в городах, поселки, сельские администрации);

Основными принципами налоговой системы являются:

1) единство налоговой системы;

2) организационное единство системы налоговых органов;

3) справедливость и достаточность налогообложения;




4) единство правовой базы;

5) подвижность налогообложения;

6) стабильность налоговой системы.

Выделяют пять основных характеристик, которым должна соответствовать налоговая система государства: экономическая эффективность; справедливость; административная простота; гибкость в изменяющихся экономических условиях; политическая ответственность. Рассмотрим названные условия более подробно.

I. Экономическая эффективность.

Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста.

Различные виды налогов по-разному влияют на эффективность экономики. Следовательно, перед государством стоит задача построения налоговой системы, которая порождала бы возможно меньшие изменения рынка.

II. Справедливость.

При определении понятия “справедливость налоговой системы” принято рассматривать два его аспекта:

1. горизонтальное равенство налоговой системы обеспечивается в том случае, если одинаковые во всех отношениях индивиды несут равную налоговую нагрузку. Данное правило соблюдается в том случае, если налоговая система не содержит элементов, дискриминирующих одного налогоплательщика по отношению к другому (например, по признаку расы или вероисповедания).



2. принцип вертикального равенства предусматривает, что определенные категории налогоплательщиков должны иметь больший или, наоборот, меньший уровень налоговых обязательств. Можно выделить три различных критерия, позволяющие определить, кто должен платить больше налогов и насколько:

а) возможность уплачивать налоги. Уровень платежеспособности людей определяется получаемым ими доходом. Чем выше уровень дохода, тем ниже предельная полезность каждой дополнительной его единицы;

б) уровень экономического благосостояния. Оценить данную величину можно с помощью показателей дохода и потребления;

в) экономический потенциал налогоплательщика. Этот критерий связан уровнем доходов человека с учетом его способностей, навыков, уровня образования и трудового стажа.

Критерии справедливости налогов, как правило, противоречат критериям их эффективности. Построение налоговой системы не может опираться исключительно на экономические расчеты, оно обязательно должно учитывать общественные предпочтения. Поэтому оптимальной может быть признана такая структура налоговой системы, которая наилучшим образом отражает выбор общества между справедливостью и эффективностью налогов.



III. Административная простота.

Задачей государства является построение такой налоговой системы, издержки, функционирования которой были бы. При этом выделяются два вида издержек – прямые и косвенные (подробнее об издержках будет рассказано ниже). Уровень прямых и косвенных издержек определяется структурой налоговой системы, ее стабильностью, технической оснащенностью налоговых органов, подготовленностью налогоплательщиков к ведению налогового учета.

IV. Гибкость.

Гибкость налоговой системы определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность использования налоговой системы как инструмента активного регулирования экономики.

Налоги могут вводиться или отменяться только на основе законов, поэтому установление новых налогов - это длительный процесс. Его можно условно разделить на ряд этапов, которые характеризуют так называемые лаги (периоды запаздывания) налоговой политики. Первый лаг - законодательный - связан с разработкой законопроекта о введении налога, его рассмотрением и утверждением в парламенте. Исполнительный лаг начинается с момента принятия соответствующего закона и связан необходимостью организации взимания налога. С момента введения нового налога до реального перечисления денег в бюджет также проходит определенное время - финансовый лаг. Поступление налоговых платежей в бюджет осуществляется не непрерывно, а с определенной периодичностью. Продолжительность финансового лага определяется налоговым периодом. Наконец, после внесения всех обязательных платежей налоговой службой проводится проверка правильности их исчисления, определяется сумма недоимок, корректируется прогноз налоговых поступлений на следующий период. Этот последний лаг называется контрольным. Наличие временных лагов препятствует использованию налоговой политики как инструмента сглаживания экономических циклов. Их продолжительность очень трудно прогнозировать, а значит нельзя точно определить, какую стадию экономического цикла придется введение нового налога.

V. Политическая ответственность.

Государство может проводить эффективную налоговую политику только в условиях политической стабильности и общественного доверия к его действиям. В связи с этим большое значение имеет четкое, полное и понятное ее законодательное обеспечение. В демократическом обществе граждане должны иметь возможность контролировать функционирование налоговой системы, порядок формирования и распределения доходов государства, вносить предложения по совершенствованию налогообложения через своих представителей в законодательных органах власти.

Политический контроль за функционированием налоговой системы необходим в связи с существованием групп особых интересов, которые могут получать выгоды от отмены или введения налогов в ущерб другим налогоплательщикам. Не менее важно контролировать расходную часть бюджета государства. Если государственные расходы завышены, предпочтение будет отдано такой структуре налоговой системы, при которой гражданам сложно определить размер своих налоговых платежей. В демократических странах налоговая система строится на основе баланса общественных интересов, и не должна дискриминировать отдельные группы налогоплательщиков в пользу сильных групп влияния.

Теперь перейдем к рассмотрению структуры налоговой системы. Она включает ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:

· систему налоговых органов;

· систему и принципы налогового законодательства;

· принципы налоговой политики;

· порядок распределения налогов по бюджетам;

· формы и методы налогового контроля;

· порядок и условия налогового производства;

· подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.

Поэтому следует представлять налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.







Сейчас читают про: