В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются: федеральные (государственные, или центральные), региональные и местные налоги и сборы. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из центрального бюджета субсидии.
В связи с определенными противоречиями интересов центрального правительства и региональных вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство и т. д. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.
|
|
В основу нового распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней в РФ положены следующие принципы:
· налоговое равенство прав и полномочий всех членов Федерации;
· сбалансированность бюджетов каждого уровня;
· заинтересованность всех органов власти в наращивании собственных доходов;
· равномерность поступлений налоговых платежей в течение года, недопущение кассовых разрывов;
· отказ от сепаратных соглашений центра с отдельными членами Федерации, ущемляющих интересы единого государства, а также других членов Федерации.
Логика построения предлагаемой в Налоговом кодексе РФ системы налогов по их органу взимания следующая: на местном уровне приоритет имеют имущественные налоги и налог на землю. На региональном и федеральном уровнях выделяется группа налогов на доходы, которые распределяются на налоги двух уровней: федерального и регионального. Таким образом, каждому уровню бюджетной системы придан стабильный, постоянный источник. На местном уровне возможен наиболее эффективный контроль за накопленным имуществом, а на более высоких уровнях привязка основной налоговой базы бюджетов к доходам, получаемым налогоплательщиками, косвенным образом ориентирует и государство, и руководство регионов на создание эффективной деятельности налогоплательщиков.
Федеральные налоги и сборы зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды и являются источниками федерального бюджета (внебюджетного фонда). К ним относятся в Российской Федерации:
|
|
· НДС;
· акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
· федеральный налог на прибыль предприятий;
· налог на доходы от капитала;
· федеральный подоходный налог с физических лиц;
· социальный налог;
· государственная пошлина;
· таможенные пошлины и таможенные сборы;
· платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна;
· платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
· сбор за использование государственной символики;
· федеральные лицензионные сборы.
Установление, изменение или отмена федеральных налогов проводится исключительно путем внесения изменений в действующий Налоговый кодекс.
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в соответствующий городской (районный) бюджет (внебюджетный фонд). К региональным налогам и сборам относятся:
· региональный налог на прибыль предприятий;
· региональный подоходный налог с физических лиц;
· налог на имущество предприятий (организаций);
· региональный налог с владельцев транспортных средств;
· лесной налог;
· налог, связанный с использованием инфраструктуры региона;
· региональные лицензионные сборы;
· сбор за использование региональной символики.
К местным налогам и сборам относятся:
· налог на землю;
· налог на имущество физических лиц;
· налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района);
· налог на рекламу;
· местные лицензионные сборы;
· сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования;
· курортный сбор;
· налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем;
· гостиничный сбор;
· сбор за использование местной символики.
Региональные и местные органы власти вправе использовать не все налоги из этого перечня, но какие-либо новые региональные и местные налоги и сборы могут быть введены только путем внесения изменений Федеральным собранием в общий Налоговый кодекс.
Из налогов субъектов РФ – налог на имущество юридических лиц - равными долями зачисляется в региональные и местные бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. Наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта обложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.