Основные положения теории налогового права

Основными источниками доходов консолидированного бюджета государства являются налоги (в 2006 г. за счет налоговых поступлений формируется более 90 процентов доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований). По правовой природе налогообложение – это мера упорядочения, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства (юридических и физических лиц) и государства. Основная задача налогового права – защита права собственности и поддержание баланса интересов налогоплательщиков и государства.

Важнейшая категория налогового права – налог. В соответствии с действующим законодательством (п.1 ст.8 НК РФ) налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

С понятием налогов тесно связано понятие сборов. Однако это не тождественные понятия. В НК РФ (п.2 ст.8) дается следующее понятие сборов: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Определение понятия налога в правовом аспекте позволяет выделить следующие важнейшие признаки этой категории:

1) обязательный (по выражению некоторых авторов - принудительный) характер, означающий юридическую обязанность налогоплательщика перед государством;

2) односторонний порядок установления налогов, в соответствии с которым налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, без заключения каких-либо договоров с налогоплательщиками, при этом установление налогов относится к компетенции законодательных органов государственной власти;

3) индивидуальная безвозмездность налоговых платежей, в связи с чем налогоплательщик не вправе рассчитывать на получение от государства средств, соответствующих внесенным им налоговым платежам.

Роль налогов в жизнедеятельности государства проявляется в выполняемых ими функциях. Основная функция налогов - фискальная, в соответствии с которой налоги выступают как важнейшие источники доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения потребностей общества в целом.

Другая важная функция налогов - регулирующая. Эта функция имеет разные проявления, а потому может быть разделена на несколько подфункций, основные из которых - стимулирующая и воспроизводственная. Регулирующая функция осуществляется через создаваемый государством налоговый механизм, который позволяет воздействовать на социально-экономические процессы в обществе. Налоги могут быть регуляторами развития или сдерживания отдельных отраслей и экономических процессов, сфер и направлений деятельности.

Еще одна важная функция налогов - распределительная. Эта функция тесно связана с фискальной и регулирующей функциями. Распределительная функция проявляется в том, что с помощью налогообложения могут быть ограничены доходы высокого уровня (введение прогрессивно возрастающих повышенных ставок налогов) и, напротив, поддержаны малоимущие граждане, полностью или частично освобождаемые от уплаты налогов. И наконец, контрольная функция, состоит в том, что с помощью налоговых поступлений можно определить эффективность действия налогового механизма, обеспечить контроль за движением финансовых ресурсов. Осуществление контрольной функции в значительной степени зависит от налоговой дисциплины.

Процесс налогообложения базируется на определенных принципах:

1) принцип справедливости, в соответствии с которым налоги должны быть равномерно распределены между налогоплательщиками соразмерно их доходам;

2) принцип определенности, требующий, чтобы налогоплательщику были известны и понятны сумма, способ и время платежа;

3) принцип удобства предполагает, что налог необходимо взимать в такое время и такими способами, которые удобны для налогоплательщиков;

4) принцип экономности, в соответствии с которым издержки по взиманию налогов должны быть минимальными и приносить максимальную пользу обществу.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют его подотрасль – налоговое право. Именно эти отношения являются предметом налогового права. Налоговое право в качестве основного метода правового регулирования использует метод властных предписаний (императивный).

В состав источников налогового права, которые базируются на конституционных нормах, входят налоговый и бюджетный кодексы, другие федеральные законодательные акты, а также принятые на их основе законы субъектов федерации, акты представительных органов местного самоуправления. К источникам налогового права относятся и международные договоры (например – об избежании двойного налогообложения).

Особую роль в системе источников налогового права играет Налоговый кодекс РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1999г. Эта часть (разделы 1-YII, главы 1-20) определяет общие принципы налогообложения, виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения законодательства, порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.

С 1 января 2001г. и до настоящего времени вводятся в действие главы части второй НК РФ, регламентирующие порядок взимания конкретных налогов. Вторая часть включает четыре раздела (YIII- федеральные налоги, YIII. I – специальные налоговые режимы, IX –региональные налоги и сборы, X – местные налоги).

Урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие, взимания налогов и осуществления налогового контроля, называют налоговыми правоотношениями. В указанные правоотношения вступают следующие законодательно определенные участники: налогоплательщики, налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24,25 НК РФ); налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) (ст.9 НК РФ); таможенные органы (федеральные орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ) (ст.9 НК РФ); государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке прием денежных средств в счет уплаты налогов и сборов и их перечисление в бюджеты; органы государственных внебюджетных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: