double arrow

Основные положения теории налогового права

Основными источниками доходов консолидированного бюджета государства являются налоги (в 2006 г. за счет налоговых поступлений формируется более 90 процентов доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований). По правовой природе налогообложение – это мера упорядочения, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства (юридических и физических лиц) и государства. Основная задача налогового права – защита права собственности и поддержание баланса интересов налогоплательщиков и государства.

Важнейшая категория налогового права – налог. В соответствии с действующим законодательством (п.1 ст.8 НК РФ) налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

С понятием налогов тесно связано понятие сборов. Однако это не тождественные понятия. В НК РФ (п.2 ст.8) дается следующее понятие сборов: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Определение понятия налога в правовом аспекте позволяет выделить следующие важнейшие признаки этой категории:

1) обязательный (по выражению некоторых авторов - принудительный) характер, означающий юридическую обязанность налогоплательщика перед государством;

2) односторонний порядок установления налогов, в соответствии с которым налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, без заключения каких-либо договоров с налогоплательщиками, при этом установление налогов относится к компетенции законодательных органов государственной власти;

3) индивидуальная безвозмездность налоговых платежей, в связи с чем налогоплательщик не вправе рассчитывать на получение от государства средств, соответствующих внесенным им налоговым платежам.

Роль налогов в жизнедеятельности государства проявляется в выполняемых ими функциях. Основная функция налогов - фискальная, в соответствии с которой налоги выступают как важнейшие источники доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения потребностей общества в целом.

Другая важная функция налогов - регулирующая. Эта функция имеет разные проявления, а потому может быть разделена на несколько подфункций, основные из которых - стимулирующая и воспроизводственная. Регулирующая функция осуществляется через создаваемый государством налоговый механизм, который позволяет воздействовать на социально-экономические процессы в обществе. Налоги могут быть регуляторами развития или сдерживания отдельных отраслей и экономических процессов, сфер и направлений деятельности.

Еще одна важная функция налогов - распределительная. Эта функция тесно связана с фискальной и регулирующей функциями. Распределительная функция проявляется в том, что с помощью налогообложения могут быть ограничены доходы высокого уровня (введение прогрессивно возрастающих повышенных ставок налогов) и, напротив, поддержаны малоимущие граждане, полностью или частично освобождаемые от уплаты налогов. И наконец, контрольная функция, состоит в том, что с помощью налоговых поступлений можно определить эффективность действия налогового механизма, обеспечить контроль за движением финансовых ресурсов. Осуществление контрольной функции в значительной степени зависит от налоговой дисциплины.

Процесс налогообложения базируется на определенных принципах:

1) принцип справедливости, в соответствии с которым налоги должны быть равномерно распределены между налогоплательщиками соразмерно их доходам;

2) принцип определенности, требующий, чтобы налогоплательщику были известны и понятны сумма, способ и время платежа;

3) принцип удобства предполагает, что налог необходимо взимать в такое время и такими способами, которые удобны для налогоплательщиков;

4) принцип экономности, в соответствии с которым издержки по взиманию налогов должны быть минимальными и приносить максимальную пользу обществу.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют его подотрасль – налоговое право. Именно эти отношения являются предметом налогового права. Налоговое право в качестве основного метода правового регулирования использует метод властных предписаний (императивный).

В состав источников налогового права, которые базируются на конституционных нормах, входят налоговый и бюджетный кодексы, другие федеральные законодательные акты, а также принятые на их основе законы субъектов федерации, акты представительных органов местного самоуправления. К источникам налогового права относятся и международные договоры (например – об избежании двойного налогообложения).

Особую роль в системе источников налогового права играет Налоговый кодекс РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1999г. Эта часть (разделы 1-YII, главы 1-20) определяет общие принципы налогообложения, виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения законодательства, порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.

С 1 января 2001г. и до настоящего времени вводятся в действие главы части второй НК РФ, регламентирующие порядок взимания конкретных налогов. Вторая часть включает четыре раздела (YIII- федеральные налоги, YIII. I – специальные налоговые режимы, IX –региональные налоги и сборы, X – местные налоги).

Урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие, взимания налогов и осуществления налогового контроля, называют налоговыми правоотношениями. В указанные правоотношения вступают следующие законодательно определенные участники: налогоплательщики, налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24,25 НК РФ); налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) (ст.9 НК РФ); таможенные органы (федеральные орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ) (ст.9 НК РФ); государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке прием денежных средств в счет уплаты налогов и сборов и их перечисление в бюджеты; органы государственных внебюджетных фондов.


Сейчас читают про: