Действующим законодательством предусмотрено представление налоговой отчетности в форме налоговой декларации.
Налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Общий порядок составления налоговой декларации, внесения дополнений и изменений в нее регулируется ст. 80 и 81 НК РФ. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде, в установленные законодательством сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно. Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций, утверждены приказом МНС РФ от 31 декабря 2002 г. № БГ-3-06/7561.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика поставить на ее копии отметку о принятии с датой представления.
Особенности составления налоговых деклараций по отдельным налогам содержат специальные нормы Налогового кодекса. Так, формирование налоговой декларации по налогу на прибыль регулируется ст. 289 НК РФ.
Формы налоговых деклараций утверждаются по отдельным налогам. В качестве примера можно привести Приказ Минфина России от 3 марта 2005 г. № 31н, которым утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Ответственность налогоплательщиков за непредставление налоговой декларации в установленный срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Размер штрафа, предусмотренного данной статьей, зависит от срока, прошедшего со дня, установленного для представления декларации.
Налоговая ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения наступает согласно ст. 120 НК РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
П. 1 ст. 122 предусмотрена также ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), что влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Более суровое наказание - штраф в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога, предусмотрен п. 3 ст. 122 за те же деяния, совершенные умышленно. Следует иметь в виду, что положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений. В соответствии с Определением Конституционного Суда от 18 января 2001 г. № 6-02, они не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.
Кроме того, ст. 126 НК РФ предусматривает налоговую ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126); за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5) и за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6). Так, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ.
Уголовная ответственность в силу ст. 199 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Более строгое наказание предусмотрено за то же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере.
При этом крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.