Роль межотраслевого баланса в экономическом анализе и налоговом планировании

Структура Налогового паспорта субъекта РФ. Характеристика разделов налогового паспорта.

Тема 5. Налоговый паспорт субъекта РФ и межотраслевой баланс (МОБ СНС) — основа эффективного налогового планирования.

5.1. Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации: определение и комплексная характеристика.

5.2. Структура Налогового паспорта субъекта РФ. Характерика разделов налогового паспорта.

5.3. Роль межотраслевого баланса в экономическом анализе и налоговом планировании.

5.4.Структура и содержание межотраслевого баланса. Коэффициенты прямых и полных затрат.

5.1. Налоговый паспорт субъекта РФ: определение и комплексная характеристика.

Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации, иногда именуемый налоговым паспортом региона — это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала и налоговой нагрузки региона.

Налоговый паспорт субъекта РФ необходимо рассматривать в качестве основного документа, позволяющего оценивать существующую налоговую базу региона, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом возможного изменения. Налоговый паспорт находит широкое применение в практике налогового администрирования управлений ФНС России по субъектам РФ.

В основу Налогового паспорта субъекта РФ положен макроэкономический подход к определению налоговой базы и налогового потенциала региона. Структурно Налоговый паспорт состоит из разделов, которые по их содержанию можно объединить в пять групп:

- налоговый потенциал региона (р. 1 — 4);

- поступления налогов и сборов в бюджетную систему (р. 5 — 7);

- задолженность по налогам и сборам (р. 8 — 10);

- налоговая нагрузка (р. 11 — 12);

- оценка и прогнозирование поступлений отдельных налогов (р. 13).

Налоговый паспорт как документ, содержащий социально-экономическую информацию о регионе, а также сведения о налоговых поступлениях в бюджетную систему, способствует более достоверному определению налоговых баз, повышению качества налогового планирования и более обоснованному подходу к установлению индикативных показателей по мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему.

Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации содержит тринадцать разделов.

1. Социально-экономическая характеристика региона.

2. Основные показатели налоговой базы по администрируемым доходам.

3. Льготы по отдельным администрируемым доходам.

4. Основные показатели контрольной работы налоговых органов.

5. Поступления основных администрируемых доходов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации.

6. Поступления администрируемых доходов в государственные внебюджетные фонды.

7. Поступления администрируемых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в структуре основных видов экономической деятельности.

8. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации.

9. Задолженность по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды.

10. Задолженность по налогам и сборам по основным видам экономической деятельности.

11. Показатели налоговой нагрузки.

12. Показатели налоговой нагрузки по отдельным видам экономической деятельности.

13. Оценка и прогнозирование поступлений отдельных налогов.

Необходимо отметить, что, несмотря на отмену единого социального налога с 01.01.2010 года, разделы №№ 6 и 9 Налогового паспорта субъекта РФ актуальны и в настоящее время, так как администрирование задолженности по ЕСН и другим платежам во внебюджетные фонды, допущенной налоговыми органами в предыдущие годы, по-прежнему возложено на ФНС России.

Анализ показателей, используемых в Налоговом паспорте позволяет определить значимость воздействия отдельных факторов на налоговые характеристики региона. Основным источником информации для составления Налогового паспорта является внутриведомственная статистическая налоговая отчетность и отчетность налоговых органов по администрированию различных налогов.

Рассмотрим краткое содержание разделов Налогового паспорта субъекта РФ.

Раздел 1 содержит систему показателей, характеризующих регион. Это такие показатели как: валовой региональный продукт (ВРП), объемы выполненных работ по основным видам экономической деятельности, развитым в регионе, количество зарегистрированных муниципальных образований, инвестиции, численность населения, в т.ч. занятого в экономике, индекс потребительских цен и другие показатели.

Все показатели приводятся за отчетный год и в процентах к предыдущему году.

Раздел 2 содержит данные о налоговых базах в отношении каждого налога и сбора, администрируемого налоговыми органами субъекта РФ, за отчетный год и в процентах к предыдущему году.

Раздел 3 содержит информацию о предоставленных налогоплательщикам льготам по различным налогам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за отчетный год и в процентах к предыдущему году.

Раздел 4 включает в себя сведения о суммах доначислений по результатам налоговых проверок, в т.ч. выездных, с указанием количества налоговых проверок, отдельно по юридическим и физическим лицам, за отчетный год и в процентах к предыдущему году.

Раздел 5 содержит детальную информацию о поступлении наиболее значимых для региона налогов в консолидированный бюджет РФ, в т.ч. федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта РФ, и в т.ч. в местный бюджет, а также об удельном весе поступлений каждого налога в общем объеме администрируемых доходов.

Все показатели приводятся за отчетный год и в процентах к предыдущему году.

Раздел 6 содержит данные о едином социальном налоге, поступающем в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ без учета ЕСН, поступающего в федеральный бюджет.

Кроме того, в данном разделе содержится информация о поступлении налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов.

Все показатели приводятся за отчетный год и в процентах к предыдущему году.

Раздел 7 содержит информацию о поступлении наиболее значимых для региона налогов в консолидированный бюджет РФ в разрезе основных видов деятельности для данного региона с разделением налогов и сборов на федеральные, региональные и местные и указанием удельного веса каждого налога в общей сумме поступлений.

Раздел 8 содержит информацию о задолженности по каждому налогу с указанием удельного веса в общей сумме задолженности и разделением налогов и сборов на федеральные, региональные и местные, а также задолженность по пеням и налоговым санкциям.

Показатели задолженности разделены на отсроченные (рассроченные) платежи и реструктурированную задолженность, недоимку и приостановленные к взысканию платежи.

Все показатели приводятся за отчетный год с указанием роста (сокращения) по отношению к предыдущему году.

Кроме того, в данном разделе справочно указывается доля региона в общей сумме задолженности по налогам и сборам РФ, в процентах.

Раздел 9 содержит информацию о задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и налоговым санкциям по каждому виду платежа с разделением на отсроченные (рассроченные) платежи и реструктурированную задолженность, недоимку и приостановленные к взысканию платежи.

Все показатели приводятся за отчетный год с указанием роста (сокращения) по отношению к предыдущему году.

Раздел 10 содержит информацию о задолженности по основным видам экономической деятельности для данного региона с разделением на отсроченные (рассроченные) платежи и реструктурированную задолженность, недоимку и приостановленные к взысканию платежи с укзанием удельного веса каждого вида задолженности по каждому виду экономической деятельности в общей сумме задолженности. Все показатели приводятся за отчетный год.

Раздел 11 содержит информацию о показателях налоговой нагрузки в процентах к ВРП отдельно по поступлениям каждого налога в консолидированный бюджет РФ, федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта РФ. Справочно указывается изменение поступлений администрируемых доходов в бюджетную систему РФ на душу населения. Все показатели приводятся за отчетный год.

Раздел 12 содержит информацию о показателях налоговой нагрузки по администрируемым доходам, поступающим в консолидированный бюджет РФ, по наиболее значимым налогам и основным видам экономической деятельности для данного региона. Налоговая нагрузка измеряется в копейках на 1 руб. стоимости выполненных работ по каждому виду экономической деятельности. Все показатели приводятся за отчетный год.

Раздел 13. Оценка и прогнозирование поступлений отдельных налогов осуществляется по наиболее значимым для данного регтона налогам. Каждый налог анализируется по характерным для него показателям. По каждому налогу заполняются следующие графы: «отчетный год (базисный год - факт)»; «текущий год - оценка»; «планируемый период (прогноз)».

Анализ налогового потенциала экономики не только в территориальном, но и в отраслевом разрезе является необходимым условием для эффективного прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета.

Одной из основ налогового планирования как составной части государственной экономической политики является всестороннее изучение внутренних взаимосвязей хозяйствующих субъектов экономики в процессе производства.

Глубокий системный анализ экономической деятельности, ее финансовых результатов для налогового планирования необходим прежде всего потому, что позволит налогам качественно выполнять одну из основных своих функций, а именно: помимо функции наполнения доходами государственного бюджета быть экономическим рычагом своевременного регулирования возникающих дисбалансов, нарушающих общее равновесие экосистемы.

Для проведения системного анализа, являющегося подготовительным этапом налогового планирования, необходимо иметь надежную информационную базу, содержащую полные количественные данные о производстве и распределении продукции всех отраслей, а также всех секторов экономики в стоимостном выражении. Эту роль должен выполнять межотраслевой баланс России (МОБ СНС) как один из наиболее информативных документов национальной и международной статистики.

Межотраслевой баланс производства и распределения товаров и услуг отражает сложившуюся в экономике систему межотраслевых производственных связей, особенности формирования добавленной стоимости, промежуточного (производственного) потребления и конечного спроса на уровне отраслевых группировок товаров и услуг.

МОБ СНС России (детализированный) представляет собой систему уникальной статистической информации, характеризующую, наряду с детальной номенклатурой товаров и услуг, затраты на производство по конкретным отраслям и секторам экономики. Кроме этого, она определяет структуру расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО), валовое накопление основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств, уровень экспорта и импорта. Наряду с конкретной характеристикой промежуточного потребления товаров и услуг, подробно раскрывающей систему межотраслевых взаимосвязей, МОБ СНС России содержит детальное описание структуры валовой добавленной стоимости, включая оплату труда наемных работников, валовую прибыль, валовой доход, налоги на производство, субсидии на производство, косвенно измеряемые услуги финансового посредничества и выпуск продукции по конкретным отраслям и секторам экономики.

Межотраслевой баланс включает в себя таблицы ресурсов и потребления товаров и услуг, использования импортных ресурсов, торгово-посреднических и транспортных наценок, а также чистых налогов на продукты (налоги за вычетом субсидий). Функционально эти таблицы являются промежуточным этапом между исходными статистическими данными и симметричными таблицами МОБ, где и в строках, и столбцах показаны одинаковые классификационные единицы – однородные группы продуктов.

Как неотъемлемая часть СНС межотраслевой баланс детализирует счета производства, образования, распределения и использования доходов, операций с капиталом и отражает сложившуюся систему межотраслевых производственных связей, особенности формирования добавленной стоимости и конечного спроса на уровне детализированных группировок товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: