К системе высших учебных заведений относятся университеты, академии, институты, консерватории. Наиболее распространенный тип высшего учебного заведения – это институт.
Структура вуза такова. Во главе вуза стоит ректор. Учебной и научной работой руководят проректоры.
Факультеты вузов осуществляют подготовку студентов и аспирантов по определенным специальностям. Работой факультета руководит декан.
Преподаватели учебных дисциплин относятся к какой-либо одной отрасли науки, объединяются для совместной работы при различных кафедрах. В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, аспиранты. Работой коллектива кафедры руководит её заведующий.
В вузах проводятся следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные и практические занятия, производственная и учебная практика.
Учебный год в вузе делится на два семестра. В конце каждого проводится зачетная сессия. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией. К экзаменам студенты допускаются после сдачи всех зачетов. Студенты, сдавшие экзамены на «отлично» и «хорошо», получают повышенную стипендию. После каждой сессии у студентов начинаются каникулы.
Большое внимание уделяется в вузах научно- исследовательской работе студентов (НИРС).
Задания к тексту:
1. Определите значение слова курс в следующих предложениях:
1) Мы слушали курс истории. 2) Я учусь на первом курсе 3) Через четыре года мы пройдём весь курс обучения. 4) Я в курсе всех студенческих дел. 5) Вузы страны взяли курс на перестройку.
2. От глаголов, употребленных в тексте, образуйте форму существительных единственного числа именительного падежа, укажите суффиксы: развивать, осуществлять, завершать, соответствовать, обучать, дежурить, посещать, защищать, прослушивать, подготовить, знать, воспитать, знать, окончить, присвоить.
3. Проследите парадигму склонений существительных институт, газета в следующих предложениях, задайте к ним вопросы.
А) 1. Наш университет расположен на проспекте Мира, 2. Около института находится библиотека. 3. К институту подъезжает несколько автобусов. 4. Студенты летом будут ремонтировать свой институт. 5. За университетом раскинулся парк. 6. Об этом университете я узнал еще в школе.
Б) 1. Факультетская газета висела на самом видном месте. 2. У нашей газеты много читателей. 3. Все проявляют интерес к этой газете. 4. Они стояли и читали газету. 5. О факультетской газете говорил декан.
4. Составьте текст о вашем университете, факультете, ответьте на следующие вопросы:
1) Когда основан университет? 2) назовите знаменательные даты в «биографии» университета. 3) Какие известные ученые работали в университете? 4) Какие дисциплины изучаются на факультете? 5) По каким специальностям можно получить подготовку на факультете? 6) Какие традиции существуют в университете? 7) Где может работать выпускник университета?
5. Какие советы дали бы вы студентам – первокурсникам? Употребите при этом глаголы: хотеть, желать, достигать, искать, ждать.
Образец: Желаем первокурсникам успехов в учебе.
6.Расскажите, какие чувства испытывают студенты перед экзаменом, перед каникулами, перед Новым годом, перед окончанием университета. Употребите в рассказе слова изучать – изучение, помогать – помощь, надеяться – надежда, гордиться – гордость.
7. 1) Вас пригласили на встречу с учащимися выпускных классов с целью помочь старшеклассникам в выборе профессии. О чём бы вам хотелось рассказать наиболее подробно?
2) Подготовьте передачу для радио о вашем университете.
3) Составьте письменно вопросы для проведения интервью с одним из ветеранов вашего университета. Выберите соответствующую для этой ситуации форму обращения с просьбой.
4) Отредактируйте текст заявления:
Очень прошу вас освободить меня от занятий с 1 по 3 декабря, потому что мне необходимо навестить больную мать.
Убедительно прошу в моей просьбе не отказать.