Типы инновационного поведения

Основой классификации инновационного поведения фирм является биологический подход, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским [9]. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно разделить на четыре вида:

· виолентное, характерное для крупных предприятий, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба;

· патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

· эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;

· коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт Х. Фризевинкель. Классификации Л.Г. Раменского и Х. Фризевинкеля сочетаются между собой (табл. 5.2, 5.3).

Таблица 5.2. Характеристика предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения

Параметры Классификация Л.Г. Раменского
«Виоленты» «Патиенты» «Экспле-ренты» «Коммутанты»
Классификация Х. Фризевинкеля
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» «Лисы» «Ласточки» «Мыши»
Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Новые, зрелые
Какие потребности обслуживает Массовые, стандартные Массовые, но нестандарт-ные Инновацион-ные Локальные
Профиль производства Массовое Специализи-рованное Эксперимен-тальное Универсаль-ное мелкое
Размер компании Крупные Крупные, средние Средние и мелкие Мелкие
Устойчивость компании Высокая Высокая Низкая Низкая
Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
Факторы силы в конкурентной борьбе Высокая производи-тельность Приспособ-ленность к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость
Динамизм развития Высокий Средний Высокий Низкий
Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
Качество продукции Высокое Высокое Среднее Среднее
Ассортимент Средний Узкий Отсутствует Узкий
Тип НИОКР Улучшающий Приспособи-тельный Прорывной Отсутствует
Сбытовая сеть Собственная или контроли-руемая Собственная или контролируе-мая Отсутствует Отсутствует
Реклама Массовая Специализи-рованная Отсутствует Отсутствует

Таблица 5.3. Характеристика виолентов по этапам развития

Признаки состояния «Гордые львы» «Могучие слоны» «Неповорот-ливые бегемоты»
Продолжительность пребывания на стадии До 10 лет Десятилетия Несколько лет
Рост компании и устойчивость Быстрый, но не устойчивый Средний, но устойчивый Отсутствует
Диверсификация Слабая Широкая Излишне широкая
Инновационная активность Лидер по ряду направлений Лидер по 1-2 направлениям Нарастание технологического отставания
Размеры фирмы Крупные Особо крупные Сохраняют большие размеры
Наличие сети зарубежных филиалов Небольшая сеть Большая сеть Сеть распадается
Динамизм развития и его устойчивость Высокий, но не очень устойчивый Средний, но устойчивый Низкий
Типичная стратегия, тактика Метод «самоускоряющего-ся роста» Тактика «ловкого второго» Дизенвестиции
Стремление быть первым Присутствует всегда Необязательно Отсутствует
Степень извлечения пользы от инноваций Невысокая Максимальная Малая
Расходы на НИОКР Крупные Крупные Малые
Характер конкуренции Агрессивный Нишевый Пассивный
Потенциал роста сегментов рынка Большой Средний Низкий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: