Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; отражающие динамику инновационного процесса; показатели обновляемости; структурные [9].
Затратные показатели:
1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
2) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
3) затраты на приобретение инновационных фирм;
4) наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
1) показатель инновационности ТАТ ( «turn — around time» — «успевай поворачиваться».Понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах;
2) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
3) длительность подготовки производства нового продукта;
|
|
4) длительность производственного цикла нового продукта.
Показатели обновляемости:
1) количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3 года, 5 и 10 лет);
3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
4) объем экспортируемой инновационной продукции;
5) объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели:
1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
2) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
4) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто в средствах массовой информации используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.
Инновационными целями могут быть требования о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру.
При формулировании инновационных целей и стратегий имеются принципиальные различия. Первые определяются как векторы развития, а вторые — как направления действий (т.е. направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.
|
|
В большинстве случаев хорошая формулировка цели должна отвечать следующим признакам:
· начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «повысить» и т.п.);
· конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета»);
· конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу...»);
· конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);
· оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано.
Окончательная формулировка цели должна быть утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.
Правила построения дерева цели (ДЦ):
1. На каждом уровне ДЦ комплекс подцелей должен быть необходим и достаточен для достижения вышестоящей цели.
2. Декомпозиция цели на подцели на каждом уровне ДЦ ведется только по одному признаку.
3. Каждая выделяемая подцель (как промежуточный результат) должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности — организации, подразделению.
4. В зависимости от назначения ДЦ требуется установить, на каком структурном уровне закончить декомпозицию цели: организации, подразделения, исполнителя. ДЦ строится до уровня, на котором можно установить ответственного исполнителя и приступить к формированию состава мероприятий программы достижения цели.
Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели создания нового продукта:
1. Формулируется главная (генеральная, основная) цель.
2. Устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла изделия: НИОКР, производство, реализация, обслуживание потребителей.
3. По каждой стадии устанавливаются подцели адаптации предприятия к инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсы, технология, управление, организационная структура.
4. По более сложноструктурированным блокам устанавливаются частные подцели по элементам (например, по ресурсному блоку: подцели по трудовым ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым).
Расчет параметров дерева цели.
Рассчитываются следующие показатели:
- коэффициент относительной важности подцели (насколько данная подцель важна для вышестоящей цели) — В;
- коэффициент взаимной полезности (коэффициент абсолютной важности — насколько подцель важна, полезна для главной цели) — Р.
Коэффициент относительной важности каждой подцели устанавливается составителями дерева цели исходя из ее вклада в достижение только вышестоящей цели. Условием ее достижения (100 %, или 1,0) будет достижение всех ее подцелей, т.е. сумма Вi подцелей равняется 1,0.
В простом графе расчет Р производится перемножением В дуг на пути отданной подцели к главной цели. Например: P3,121 = = В3,121•В2,21•В11 = 0,6•0,2•0,7 = 0,084.
В циклическом графе расчет Р производится перемножением В дуг на каждом пути от данной подцели к главной цели и сложением значений.