Понятие инновационной стратегии
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Инновационными стратегиями могут быть:
· инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг;
· применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении;
· переход к новым организационным структурам;
· применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.
Относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на следующие группы:
· продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
· функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
· ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);
|
|
· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).
Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на такие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификации; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.
Каждая стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Инновационный аспект эталонных стратегий роста
Стратегия | Тип инновационной составляющей | Степень влияния инновационной составляющей |
Стратегии концентрированного роста | ||
Стратегия усиления позиций на рынке | Маркетинговая | Незначительная |
Стратегия развития рынка | Маркетинговая | Значительная |
Стратегия развития продукта | Продуктовая | Значительная |
Стратегии интегрированного роста | ||
Стратегия обратной вертикальной интеграции | Организационная | Значительная |
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции | Организационная | Значительная |
Стратегии диверсифицированного роста | ||
Стратегия центрированной (концентрической) диверсификации | Внутриотраслевая продуктовая, Внутрирыночная продуктовая | Значительная (при условии использования эффекта синергии) |
Стратегия горизонтальной диверсификации | Продуктовая | Значительная |
Стратегия конгломеративной диверсификации | Продуктовая Маркетинговая Организационная | Значительная |
Стратегии сокращения | ||
Стратегия «сбора урожая» | Маркетинговая, Управленческая | Значительная |
Стратегия сокращения расходов | Управленческая Технологическая Ресурсная | Значительная |
Стратегия сокращения объемов | Организационная | Значительная |
|
|