Глава 5. Инновационные стратегии

Понятие инновационной стратегии

Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Инновационными стратегиями могут быть:

· инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг;

· применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении;

· переход к новым организационным структурам;

· применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на следующие группы:

· продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

· функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

· ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на такие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификации; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

Каждая стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Инновационный аспект эталонных стратегий роста

Стратегия Тип инновационной составляющей Степень влияния инновационной составляющей
Стратегии концентрированного роста
Стратегия усиления позиций на рынке Маркетинговая Незначительная
Стратегия развития рынка Маркетинговая Значительная
Стратегия развития продукта Продуктовая Значительная
Стратегии интегрированного роста
Стратегия обратной вертикальной интеграции Организационная Значительная
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции Организационная Значительная
Стратегии диверсифицированного роста
Стратегия центрированной (концентрической) диверсификации Внутриотраслевая продуктовая, Внутрирыночная продуктовая Значительная (при условии использования эффекта синергии)
Стратегия горизонтальной диверсификации Продуктовая Значительная
Стратегия конгломеративной диверсификации Продуктовая Маркетинговая Организационная Значительная
Стратегии сокращения
Стратегия «сбора урожая» Маркетинговая, Управленческая Значительная
Стратегия сокращения расходов Управленческая Технологическая Ресурсная Значительная
Стратегия сокращения объемов Организационная Значительная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: