Методические рекомендации. Рассматривая зарождение христианской политической мысли, следует обратить внимание на этапы возникновения христианства как нового вероучения (1 этап: I в

Рассматривая зарождение христианской политической мысли, следует обратить внимание на этапы возникновения христианства как нового вероучения (1 этап: I в. н.э. – первая половина II в. н.э.; основные источники развития раннего христианства: «Откровение Иоанна Богослова», «Евангелие от Луки», «Соборное послание апостола Иакова»; 2 этап: Со II в. н.э. христианские общины стали пополняться выходцами из обеспеченных слоев. Демократизм христианских общин постепенно уничтожается, все дела общины передаются в руки «епископов» и «дьяконов», которые образуют, так называемый, «клир» (духовенство), стоящий над массой верующих. Христианская церковь заключает прочный союз с имперской властью, а христианство в IV в. н.э. становится государственной религией Римской империи). При ответе следует дать определение понятию «патристика», разъяснить кого называли «отцами церкви». Раскрывая учение Августина Блаженного необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) учение об истории, «Град земной» и «Град Божий»; 3) учение о происхождении государства; 4) учение о власти и формах государства; 5) отношение к собственности.

Изучая политико-правовые идее христианства первоначально необходимо дать понятие схоластики, в последующем раскрывая учение Фомы Аквинского необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) учение о происхождении государства (теологическая теория, «общее благо» как цель государства, основные средства достижения этой цели); 3) учение о формах государства (чистые и отклоняющиеся формы: тирания, полития, демагогия-демократия, монархия, олигархия, аристократия; моральный характер правления как разграничивающий признак, справедливое и несправедливое правление); 4) учение о соотношении светской и церковной власти; 5) учение о законах (понятие, сущность, классификация: вечный, божественный, естественный, человеческий).

Для лучшего изучения темы следует сделать анализ причин возникновения ересей, понятие и сущность еретических движений. Основные течения: гностицизм, докетизм, арианство, монофизитство, несториане, иконоборчество, богомильство, манихейство. Бюргерские и крестьянско-плебейские ереси.

Следует раскрыть специфику политико-правовой идеологии основных направлений ислама в странах Арабского Востока, выделить особенности взглядов на государство и право суннитов, шиитов, хариджитов и других течений и сект ислама. При ответе необходимо раскрыть основные понятия: источники права (Коран, Сунна, иджма, кияс), «фикх», «мазхаб», «иджтихад»; особенности двух этапов в развитии политико-правовой мысли: период «абсолютного иджтихада» и период «таклида».

Терминологическое задание.

Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: схоластика, ересь, гностицизм, докетизм, арианство, монофизитство, несториане, иконоборчество, богомильство, манихейство, ислам, сунниты, шииты, хариджиты, Коран, Сунна, иджма, кияс, фикх, мазхаб, иджтихад.

Самостоятельное практическое задание.

1. Начертите в тетради для практических и самостоятельных работ схему: «Классификация источников мусульманского права».

2. Письменно ответьте на вопросы:

- В чем видел предназначение государства А.Блаженный? Как, согласно его взглядам, соотносились светская власть («земной град») и духовная сфера в лице церкви («град Божий»)?

- Сторонником какой теории происхождения государства был Ф. Аквинский? Какие формы, функции и цели государства им выделялись и отстаивались?

- Какие виды законов и категории общества выделял М. Падуанский?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 9, 14, 62]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: