Методические рекомендации. Самостоятельная работа по первой теме предусматривает уяснение ряда вопросов: предмет истории политических и правовых учений

Самостоятельная работа по первой теме предусматривает уяснение ряда вопросов: предмет истории политических и правовых учений, методология и функции истории политических и правовых учений, ее влияние на формирование мировоззренческой зрелости и социологической грамотности государственных и муниципальных служащих.

Характеризуя предмет науки, следует иметь ввиду, что им всегда выступают закономерности, применительно к истории политических и правовых учений в качестве таковых рассматриваются закономерности объясняющие причины возникновения и основное содержание теоретических политико-правовых концепций, а также их влияние на развитие государства и права, политическую борьбу и общественную жизнь. Необходимо знать определение и классификацию научных методов познания. Требуется разъяснить какие методы образуют следующие группы: всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы. Следует обратить внимание на содержание принципа историзма и классового подхода. Рассматривая функции истории политических и правовых учений, следует раскрыть содержание следующих функций: познавательная, прогностическая, эвристическая, воспитательная. Раскрывая содержание вышеуказанных функций, следует обратить внимание на характер и основные направления воздействия истории политических и правовых учений на формирование мировоззренческой зрелости юриста-профессионала.

Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, уяснить что политическая мысль древних народов, отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. При этом политико-правовые воззрения еще не успели выделиться в самостоятельную форму общественного сознания и представляли собой составную часть мифологического мировоззрения. В основе конкретных воззрений древних народов о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии лежат мифические версии о божественном первоисточнике сложившихся социальных и общественно-политических порядков. Следует определить что такое мифы и характеристики их наиболее значимых сущностных черт.

Характеризуя основные черты брахманизма следует учитывать, что на протяжении многих веков в Древней Индии ведущее положение в духовной и социально-политической жизни общества занимали брахманы (жрецы), под влиянием которых развивалась политико-правовая мысль. Отвечая на вопрос необходимо раскрыть основные источники идеологии брахманизма. В их числе: Веды, Упанишады, Дхармашустра, Дхарсмшастра, Законы Ману. В процессе ответа следует раскрыть содержание таких понятий, как «рта», «дхарма», «варна», «дандати». Раскрывая содержание основных идей буддизма следует обратить внимание на следующие аспекты: кем создано учение, его основные идеи («четыре благородные истины», «восьмичленный путь спасения»), отношение к брахманизму и делению общества на варны, влияние на политическую жизнь. Необходимо разъяснить содержание таких понятий, как «Будда», «карма», «сансара», «дхарма».

Рассматривая проблемы политики, права и государства в трудах Платона и Аристотеля, следует обратить внимание на то, что их творчество характеризует период расцвета политико-правовой и философской мысли Древней Греции. Раскрывая учение Платона необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) учение о формах государства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания); 3) проект идеального государства в диалоге «Государство»; 4) «второй по достоинству» государственный строй в диалоге «Законы»; 5) критерии разграничения законов на «правильные» и «неправильные». Раскрывая учение Аристотеля необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) понятие гражданина и государства; 3) учение о правильных и неправильных формах государства (монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия); 4) понятие уравнивающей и распределяющей справедливости. Раскрывая учение Цицерона необходимо обратить внимание: 1) основные труды; 2) определение и сущность государства; 3) понимание народа; 4) причины происхождения государства; 5) форму государства; 6) понятие идеального гражданина и мудрого правителя; 7) понятие справедливости, естественного и позитивного права.

Закрепить полученные знания поможет так же изучение темы «Государство и право Древнего Востока» дисциплины «История государства и права зарубежных стран».

Терминологическое задание.

Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: миф, брахманизм, буддизм, дхарма, варна, дандати, Будда, карма, сансара, даосизм, моизм, легизм, софизм.

Самостоятельное практическое задание.

1. Начертите в тетради для практических и самостоятельных работ схемы: 1) «Классификация наук и место истории политических и правовых учений в системе наук»; 2) «Методы истории политических и правовых учений».

2. Напишите эссе на тему «Какие положения и принципы античной демократии могут быть использованы в современной политике».

3. Письменно ответьте на вопросы:

- Выделите основную цель государства из воззрений древних мыслителей

- Как обосновывалось деление общества на сословия, касты в древних правовых памятниках?

- Проведите сравнительный анализ взглядов Платона, Аристотеля и Цицерона на устройство государства.

- Почему Цицерона считают предшественником теории правового государства?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,13,15, 16, 38, 39, 40, 47, 61]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: