Методические рекомендации. Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме

Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, раскрыть особенности процесса становления политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве, выделить идейные истоки и особенности русской религиозно-политической мысли. Характерной чертой политико-правовых идей данного периода являлось значительное внимание к внешнеполитическим проблемам, идеям независимости Русского государства, задачам единства Руси. В процессе ответа необходимо проиллюстрировать данный факт на примере конкретных политико-правовых воззрений, особое внимание следует уделить политическому трактату Митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати», доктрине Владимира Мономаха, изложенной в его работе «Поучение детям»; образу великого князя и проблеме укрепления сильной великокняжеской власти в «Молении» Даниила Заточника.

Следует выделить наиболее значимые проблемы, анализируемые в политико-правовых концепциях данного периода. Необходимо рассмотреть политическую полемику нестяжателей (Нил Сорский, Максим Грек) и иосифлян (Иосиф Волоцкий), теорию монаха Филофея «Москва – третий Рим», политическую программу И.С. Пересветова (проблемы организации верховной власти, создание единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой), содержание политической полемики Ивана Грозного и князя А.М. Курбского.

Необходимо учитывать, что в центре внимания мыслителей данного периода находятся вопросы сословно-представительной монархии, правовое положение правителей и подвластных, юридическое обоснование сопротивления подданных тирании. В процессе ответа требуется рассмотреть политико-правовые идеи И. Тимофеева, изложенные в труде «Временник» (законные и незаконные властители, наилучшая форма государства, естественные и уставные законы).

Терминологическое задание.

Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: православие, нестяжательство, иосифляне, челобитная, опричнина.

Самостоятельное практическое задание.

1. Из курса истории отечественного государства и права вспомните о норманнской теории происхождения древнерусского государства. Выделите ее слабые и сильные стороны, опираясь на «Повесть временных лет» монаха Нестора.

2. Письменно ответьте на вопросы:

- На основании изученных произведений древнерусской литературы периода татаро-монгольского нашествия проследите изменения социальной и политической мысли в этот период.

- На основе изученных политико-правовых взглядов в России и за рубежом в исследуемый период выделите отличительные особенности формирования абсолютизма в России и странах Европы.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 11, 41, 46, 56, 63]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: