Экономика, за и против

Однако и в развитых странах есть сельскохозяйственное производство и все еще остается производство традиционных товаров. Для того чтобы сохранить социальную стабильность и вместе с тем поддерживать достаточно низкие цены на сельскохозяйственные и другие традиционные

товары, приходится обильно субсидировать собственных производителей этих товаров. Их продукцию, практически наполовину оплаченную государством через различные дотации и субсидии, в дальнейшем эффективно можно использовать для осуществления контроля на мировых рынках.

Конечно, установление столь выгодного для развитых стран миропорядка не было бы возможно без практически полного контроля над финансовой системой. США и их союзникам удалось еще со времен Бреттон-Вудской конференции 1944 года добиться признания доллара и связанных с ним валют всеобщими платежными и резервными средствами. Безусловное доверие к доллару во всем мире дает колоссальные преимущества США, поскольку они могут эмитировать, или, как говорят, печатать доллары по своему усмотрению. Фактически у них есть возможность в определенных пределах обменивать напечатанные зеленые бумажки с многообещающей надписью "В Бога мы веруем" на любые товары других стран, и этот обмен, пожалуй, покруче и повыгоднее, чем практиковавшийся ранее обмен стеклянных бус, столь любимых дикарями, на золото и меха. Возможность контролировать долларовую эмиссию - одна из основ могущества США.

На власти доллара основан еще один важнейший механизм, который условно можно назвать финансовым насосом. Паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты определяется по тому, сколько стоит определенным образом сформированная потребительская корзина в этой валюте и в долларовом исчислении. Например, если товары потребительской корзины, соответствующей прожиточному минимуму, в России стоят, скажем, 1000 руб., а те же товары в США стоят 200 долл., то 1 долл. по ППС равен всего 5 руб., а не 30, которые составляют его рыночную стоимость. Журнал Economist уже довольно давно ведет мониторинг цен на хот-доги в разных странах. Разность этих цен в более наглядной форме, чем ППС, показывает разность цен на различных внутренних рынках. Так вот, цена стандартного хот-дога, абсолютно одинакового -во всех странах, может отличаться в развитых и развивающихся странах в 10 раз и больше.

Это означает, что если нет таможенных и валютных ограничений, то предприниматель может приехать в развивающуюся страну, например в Россию, обменять свои доллары по биржевому курсу на национальную валюту, затем купить товары на местном рынке по ценам, соответствующим ППС, вывезти их и продать у себя в стране уже по внутренним ценам своей развитой страны. Очевидно, рентабельность такой операции при покупке потребительской корзины будет равна отношению биржевой цены валюты к ее цене по ППС. А это отношение обычно варьируется от двух до нескольких десятков раз.

Конечно, никому не придет в голову вывозить товары потребительской корзины, тем более качество многих товаров в развивающихся странах намного ниже, чем в развитых. Зато можно вывезти такие абсолютно ликвидные товары, как нефть, газ, металл, зерно и т. п., что, естественно, и делается в широких масштабах. Вот относительно недавний российский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: