Однако и в развитых странах есть сельскохозяйственное производство и все еще остается производство традиционных товаров. Для того чтобы сохранить социальную стабильность и вместе с тем поддерживать достаточно низкие цены на сельскохозяйственные и другие традиционные
товары, приходится обильно субсидировать собственных производителей этих товаров. Их продукцию, практически наполовину оплаченную государством через различные дотации и субсидии, в дальнейшем эффективно можно использовать для осуществления контроля на мировых рынках.
Конечно, установление столь выгодного для развитых стран миропорядка не было бы возможно без практически полного контроля над финансовой системой. США и их союзникам удалось еще со времен Бреттон-Вудской конференции 1944 года добиться признания доллара и связанных с ним валют всеобщими платежными и резервными средствами. Безусловное доверие к доллару во всем мире дает колоссальные преимущества США, поскольку они могут эмитировать, или, как говорят, печатать доллары по своему усмотрению. Фактически у них есть возможность в определенных пределах обменивать напечатанные зеленые бумажки с многообещающей надписью "В Бога мы веруем" на любые товары других стран, и этот обмен, пожалуй, покруче и повыгоднее, чем практиковавшийся ранее обмен стеклянных бус, столь любимых дикарями, на золото и меха. Возможность контролировать долларовую эмиссию - одна из основ могущества США.
|
|
На власти доллара основан еще один важнейший механизм, который условно можно назвать финансовым насосом. Паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты определяется по тому, сколько стоит определенным образом сформированная потребительская корзина в этой валюте и в долларовом исчислении. Например, если товары потребительской корзины, соответствующей прожиточному минимуму, в России стоят, скажем, 1000 руб., а те же товары в США стоят 200 долл., то 1 долл. по ППС равен всего 5 руб., а не 30, которые составляют его рыночную стоимость. Журнал Economist уже довольно давно ведет мониторинг цен на хот-доги в разных странах. Разность этих цен в более наглядной форме, чем ППС, показывает разность цен на различных внутренних рынках. Так вот, цена стандартного хот-дога, абсолютно одинакового -во всех странах, может отличаться в развитых и развивающихся странах в 10 раз и больше.
Это означает, что если нет таможенных и валютных ограничений, то предприниматель может приехать в развивающуюся страну, например в Россию, обменять свои доллары по биржевому курсу на национальную валюту, затем купить товары на местном рынке по ценам, соответствующим ППС, вывезти их и продать у себя в стране уже по внутренним ценам своей развитой страны. Очевидно, рентабельность такой операции при покупке потребительской корзины будет равна отношению биржевой цены валюты к ее цене по ППС. А это отношение обычно варьируется от двух до нескольких десятков раз.
|
|
Конечно, никому не придет в голову вывозить товары потребительской корзины, тем более качество многих товаров в развивающихся странах намного ниже, чем в развитых. Зато можно вывезти такие абсолютно ликвидные товары, как нефть, газ, металл, зерно и т. п., что, естественно, и делается в широких масштабах. Вот относительно недавний российский