double arrow

ТЕМА 16. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ДОЛГЕ


Долг – сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

Государственный долг (задолженность) совокупность дефицитов бюджетов за определенный период времени
вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок
общая консолидированная валовая задолженность в номинальной стоимости по следующим категориям государственных обязательств: валюта и депозиты, ценные бумаги, кроме акций, за исключением финансовых производных инструментов и займы (Евростат)
обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 6 БК РФ)
Классификация долга
  Внешний долг- обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
Внутренний долг- обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
  Капитальный долг– вся сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам
Основной долг- номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований
Текущий долг– предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил
  краткосрочный (менее одного года)
среднесрочный(от одного года до пяти лет)
долгосрочный(от пяти до 30 лет включительно)

Совокупный долг (суммарный долг в рамках народного хозяйства):




- государственный долг (долг центрального правительства);
- муниципальный долг (долг субъектов местной власти);

- долг нефинансовых организаций;

- долг финансового сектора (финансовых организаций).

Чистый долг органов государственного управления   сумма выбранных финансовых обязательств за вычетом суммы выбранных финансовых активов в балансе сектора государственного управления
сумма финансовых обязательств в форме депозитов, полученных авансов, непогашенных государственных долговых ценных бумаг, и других заимствований за вычетом финансовых активов в форме наличности, депозитов и выданных авансов, долговых ценных бумаг как инвестиций, и выданных займов

Негативные аспекты влияния государственного (муниципального) долга - ограничение инвестиционных возможностей в народном хозяйстве:



- Привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики.

- Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг.

- В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций).


Теории государственного долга
Классическая Теория «функциональных финансов» Теория вытеснения Теория рикардианской эквивалентности Теория налогового выравнивания Фискальная теория
Государство своими займами разрушает капитал и создает бремя долга для будущих поколений. Будущим поколениям достаются от нынешних займов претензии (получить проценты) и обязательства (заплатить налоги). Долг плохо влияет на экономику, так как государство, покрывающее бюджетный дефицит займами, вытесняет частных заемщиков с кредитного рынка и тем самым сдерживает частные инвестиции. Экономике «все равно», как государство покрывает свои расходы – налогами или займами. Бюджетный дефицит с его займами позволяет не менять ставки налога во времени. Инфляция оказывает значительное воздействие ввиду больших займов государства, для покрытия которых центральный банк печатает деньги. Данная теория связывает уровень цен с номинальным накопленным долгом и будущим реальным бюджетным профицитом, необходимым для покрытия долга



Государственный долг РФ (14 глава БК РФ) -обязательства РФ, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства СССР (возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ).

В соответствии с классификацией расходов бюджетов (ст. 21 БК РФ) обслуживание государственного и муниципального долга
(13 статья расходов бюджетов):

- обслуживание государственного внутреннего
и муниципального долга;

- обслуживание государственного внешнего долга.

Обслуживание государственного долга:

• Выплата основной суммы долга и процентных платежей по нему.

• Осуществляется либо за счет расходов бюджета (проценты), либо за счет источников финансирования дефицита бюджета (основная сумма).

Допустимые пределы долга
Государственный долг РФ Утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год
Государственный долг субъекта РФ 1) утверждается законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год; 2)не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; 3) предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня
Муниципальный долг 1) утверждается правовым актом ОМС о местном бюджете на очередной финансовый год; 2) не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; 3) Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня
Государственный долг РФ
Государственные заимствования Государственные гарантии
Кредиты Государственные займы в виде государственных ценных бумаг
     
Государственный долг может возникнуть перед
РФ Иностранные субъекты
физическими и юридическими лицами РФ иностранными государствами
субъектами РФ международными финансовыми организациями
муниципальными образованиями иными субъектами международного права
  иностранными физическими и юридическими лицами







Сейчас читают про: