Развитие логических норм научного мышления в средневековье.(примерно II в н.э. – XIV-XVвв)

Средн опирается на теологич ценности. Церковь влезает везде. Ф-фия, как и наука, выступает «служанками» богословия. Положения ¹ христиан-м осуждаются. Поэтому Н в Ср века часто оценивается как интел-ное устремление, лишенное свобрды поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. " ученый д/н знать 7 свободных наук (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, асторономия, музыкаФ как вспомогат дисциплина. В Н господствовал схоластич метод, с его необ компон – цитированием авторитетов Патристка (лат отец) - учение отцов церкви – выступила первым этапом развития Ср Ф-фии. С I-VI вв Ав Блаженный, Тертуллиан и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движ истории к опред конечной цели («град божий»), соотнош свободы и спасения души. формул осн догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества: Бог имеет 3 лица: Бог-Отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын – слово-логос этого безмолвного бытия, - Иисус Христос, пришедший на Землю; Святой Дух – животворение, начало всего живого (вост, греч патристика).

Терттуллиан (160-220)показывал несоразмеоность веры и разума, Вера не нуждается в рац-теор-ой аргументации, истины веры открываются в акте откровения.

Аврелий Августин (354-430 нэ) – воспринял и христиански осмыслил платоновскую традицию.

Центр тема – челов душа, обращенная к Богу в целях спасения. Бог – совер-ая личность и абсолютное бытие.

- систематизировал учение христ-ва

- обосновал креационизм (творение Ч и материи Богом)

- фатализм (все по воле Бога)

- все вещи несовершенны – копии божеств-х идей

- углубление в себя – путь к Богу! – понятие уникальности челов Л

- отсутствие полной искренности – гл препятствие к совершенству

- я ошибаюсь => я существую.

Схоластика (лат школьный) (IX-XII)– обоснов религ догм. Логика рассужд – путь постижения Бога. С расцветом сх-ки связ оттачивание логич аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластам величает себя ", кто зан преподаванием: Альберт Великий, Фома Аквин, Важно соотнош разума и веры, Н и религии.Опиралась на истины откровения и на логич положения.

Альберт Великий стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестес-го) и Н (как опыт есте-го). Фома Аквинский – универс рационалист синтез католич мировоззрения (вопросов догматики, космология, теория познания, антропологии, этики).

- наиб соверш Ф-фия Среднев-я

- задача Н – объяснение закономерностей мира

- над царством Ф находится царство богословия

- христ истина – выше разума. Истина мб одна, ибо исходит от Бога

- выдвигает 5 доказ-в бытия Бога.

- задача Н – объяснение закономерности мира.

- м\у Н и верой нет противоречия.

В его учении есть указание на метод интел-го, т.е. постигающего созерцания, кот схватывает не образ предмета, дальше кот не могут идти ни физика, ни мат-ка, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «кот есть само бытие и от кот бытие происходит»

Роджер Бэкон $ 3 осн способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную Н он считал владычицей умозрительных наук. Он стремился создать энциклопедию наук, в кот помимо мат-ки присут физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»

К особенностям Ср Н ученые причисляют её ориенацию на [ть правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификаии знаний.

Значение Средн науки. Отрицат – громоздкие рассуждения, теолог нагруженность, фрагментарность эмпирич поисков, зависимость от авторитетов.

Положит – сберегла многие античные достижения, построила университ систему, разработала логические и некот гуманит дисциплины.


20. Западная и восточная средневековая наука. 5-15в.

Западная Совершенно новое мировозз-ние. Горизонты были открыты с приходом христианства:

- бытие предстало как сотворенное, спланированное по проекту Божеств разума.

- средневеков мировосприятие – созерцательно, символично, аллегорично.

- Ф – служанка богословия.

- большинство ученых – представители духовенства, монастыри – очаги К и Н.

- церковь монополизировала все процессы развития образования и Н.

Средн опирается на теологич ценности. Церковь влезает везде. Ф-фия, как и наука, выступает «служанками» богословия. Положения ¹ христиан-м осуждаются. Поэтому Н в Ср века часто оценивается как интел-ное устремление, лишенное свобрды поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. " ученый д/н знать 7 свободных наук (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, асторономия, музыкаФ как вспомогат дисциплина. В Н господствовал схоластич метод, с его необ компон – цитированием авторитетов

Патристка (лат отец) - учение отцов церкви – выступила первым этапом развития Ср Ф-фии. С I-VI вв Ав Блаженный, Тертуллиан и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движ истории к опред конечной цели («град божий»), соотнош свободы и спасения души. Формулир осн догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества: Бог имеет 3 лица: Бог-Отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын – слово-логос этого безмолвного бытия, - Иисус Христос, пришедший на Землю; Святой Дух – животворение, начало всего живого.

Терттуллиан (160-220)показывал несоразмеоность веры и разума, Вера не нуждается в рац-теор-ой аргументации, истины веры открываются в акте откровения.

2 концепт линии в становлении средневек мышления:

1. наследие Аристотеля 2. идущее через Августина христианское осмысление Платона.

1. Влияние Аристотеля (ставшего известн благодаря трудам по логике) оформилось в программу, позже названной схоластикой (9-15в) – рационалист, интеллект предприятие. Задача схоластики – макс расширение несомненных знаний.- оторванность от опыта, перегруженность умозрит схемами.

2.Аврелий Августин (354-430 нэ) – воспринял и христиански осмыслил платоновскую традицию.

Центр тема – челов душа, обращенная к Богу в целях спасения. Бог – совер-ая личность и абсолютное бытие.

- систематизировал учение христ-ва

- обосновал креационизм (творение Ч и материи Богом)

- фатализм (все по воле Бога)

- все вещи несовершенны – копии божеств-х идей

- углубление в себя – путь к Богу! – понятие уникальности челов Л

- отсутствие полной искренности – гл препятствие к совершенству

- я ошибаюсь => я существую.

Высокое средневековье с 13в – время образования Европ университетов.

- освоение работ Аристотеля => интерес к изучению природы.

Схоластика (лат школьный) (IX-XII)– обоснов религ догм. Логика рассужд – путь постижения Бога. С расцветом сх-ки связ оттачивание логич аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластам величает себя ", кто зан преподаванием: Альберт Великий, Фома Аквин, Важно соотнош разума и веры, Н и религии.Опиралась на истины откровения и на логич положения.

Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестес-го) и Н (как опыт есте-го)

Фома Аквинский (1225-1274) – универс рационалист синтез католич мировоззрения (вопросов догматики, космология, теория познания, антропологии, этики).

- наиб соверш Ф-фия Среднев-я

- задача Н – объяснение закономерностей мира

- над царством Ф находится царство богословия

- христ истина – выше разума. Истина мб одна, ибо исходит от Бога

- выдвигает 5 доказ-в бытия Бога.

- задача Н – объяснение закономерности мира.

- м\у Н и верой нет противоречия.

В его учении есть указание на метод интел-го, т.е. постигающего созерцания, кот схватывает не образ предмета, дальше кот не могут идти ни физика, ни мат-ка, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «кот есть само бытие и от кот бытие происходит»

Роджер Бэкон(ок.1217-1294) $ 3 осн способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную Н он считал владычицей умозрительных наук. Он стремился создать энциклопедию наук, в кот помимо мат-ки присут физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»

Позднее среневековье – 14в под влиянием Уильяма Оккама (1285-1349). – незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум.

Его учение – номинализм – единств реальность – единичные вещи и отрицает существ-е умопостигаемых субстанций.

- появл номинализма – по сути разрушение Среднев аристот онтологии.

-подрываются основы иерархической космологии, соображения об отсутствии принц различий м\у земными и космическими явлениями.

- проблема движения – одна из центр тем в физике (движение в пустоте, несовмест с трад аристот онтологией).

К особенностям Ср Н ученые причисляют её ориенацию на [ть правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификаии знаний.

Средневековые университеты.

- выработаны базовые ориентиры европейского образования, кот сохр до сих пор

- понятия: лекции, экзамены, диспуты, университ должности, ученые звания, диссертации и даже практика деления текстов на главы и подглавы (§)

- образовалось целое сословие университ-х интеллектуалов со своими традициями и образом жизни

- оплот эмпирич Н – университеты Парижа Оксфорда.

Значение Средн науки

Отрицат – громоздкие рассуждения, теолог нагруженность, фрагментарность эмпирич поисков, зависимость от авторитетов.

Положит – сберегла многие античные достижения, построила университ систему, разработала логические и некот гуманит дисциплины.

- Н столь развита, что некот историки видят в Средн-е начало Н революции 16-17в. Т.о, Средн-е – прямое преддверие НР.

Восточная.нач с VIIв в полит жизни Бл и Ср Востока произ большие измен. Арабы в очень корот срок захват обширные террет, на кот был создан араб халифат. В гор халиф строились обсерватории, созд библиот. Труды ученых разных стран переводились на араб язык. Греч влиян отразилось на стиле соч-ий араб авторов, кот хар-ет {ость излож материала, полнота, стогость формул-ок и док-в по вост традиции множ-во примеров и задач практич сод-я. Начиная с переводов и комм-иев, Н делает дальнейший шаг на востоке. Прежде всего мат-ка и астрономия. Заим-ие и соверш позиционной системы счисления.

Аль-Баттани ввел триг-ие фун-и. Аль-Фараби – вопросы логики. Перевод трудов Аль-Хорезми познак Европ-ев с десятичной систе счислен и правилами (Ал-горитм) выполнения действ над ними. Омар Хайям – решен уравн 3 степ, полож иррац чиасла.

Кроме этого ученые востока: в области оптики, астрономии, алхимии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: