double arrow

Научная революция 17-18в и становление нового мировоззрения


Периодизация Н: классич(14-20вв), некласс(пер пол 20в), постнекласс(втор пол 20 в –нач 21в). Классич, в свою очередь делится на этап механич естествозн и этап зарожден и формирования эволюцион идей. Механ-ое нстествозн делится на донью-ую и ньютон-ю ступени. Донью-я связана с именем Н.Коперника(1473-1543) – I науч револ - гелеоцентрич учение. II глоб науч револ связ с именами Галилея, Кеплера, Ньютона, кот её и завершил. Следствие кот становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики.В соответствии с этими установками строилась и развивалась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира.




Через все классическое естествознание начиная с XVII в. проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Субъект трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.

Главное вним уделялось поиску очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

Эта сист эпистемологических идей соед-сь с особыми предст-ми об изучаемых объектах. Они рассм-сь преим-но в кач-ве малых систем (механич устройств) и соотв-но этому применялась "категориальная сетка", определяющая понимание и познание природы. Напомним, что малая система характеризуется относительно небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей, вещь представлять как относительно устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактовать в лапласовском смысле. Соотв смыслы как раз и определялись в категориях «вещь», «процесс», «часть», «целое», «причинность», «пространство», «время», кот образовали онтологич составл ф-х оснований ест\знания 17-18в.



И.Кеплер – система матем законов движения планет. Галилей – мат-ия физики, закон падения тел " опыт д/б «теоретически нагружен» И.Ньютон- его деят-сть высшее достижение Н рев. 3 закона механики, закон всемирного тяготения. Ньютон завершил револю-ую картину мира – механическую. Осн содержание:

1. весь мир состоит из атомов, перемещ-ся в абсолитном пространстве и t.

2. " события предопределены законом класс-ой механики.

3.гл поняоие при описании мех процессов – тело и карпускула (атом)

4. св-ва пространства и t неизменны и независят от тел

5. природа – простая машина, части кот подчинены жесткой детерминации

6. синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) разного рода процессов и явл-ий к мех-им.

Подрыв мех кар мира с 2х сторон: электродинамика: материя не ! вещество, но и электромаг поле; создан клеточ теории (внутр единство всего живого), закон сохран и превращ энергии (энер не возникаеи из ничего и не исчезает, а переходит из одной формы в др), теория Ч.Дравина (все живое создано в процессе эволюции)








Сейчас читают про: