Хозяйственную и полит жизнь Ан Пол прониз дух соревнования, конкуренции. Стимул публичн споры по проблемам, не имеющим прямого отнош к обжденной интересам => развит критичности. В отл от Востока, где развив пракьтч Н, в Гр нач формиров Н Доказывающая.
Мышлен Др греч учен было рационально, теорет (от гр рассматриваю, созерцаю), осн его деятельн закл в созерцании и осмыслении созерцаемого. Др Гр Ф-фия – сов-сть учений, развившихся с 7в до н.э до 6в н.э. Обычно начало др гр Ф-фии связывают с именем Фалеса Милетского, конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии Ф-х школ в Афинах.
· Природа – гл абсолют. Ч живет «по природе и по разумному обоснованию».
· Важн открытие Челов разума – закон (normos) – разумные установления, принятые всеми жителями города.=> такой город есть государство (город-гос-во – полис).
· Полисный х-р греч жизни – народные собрания, публичные ораторские состязания. Др Гр обладала соотв К потенциалом, необходимым для появления Н.
· Возникает научно-Ф мировоззрение, ставшее для Н фундаментом.
|
|
· Др Гр создает теор фон познават поиска=>античная Н стала развиваться как последоват-ый рацион проект, нацеленный на постижение устройства мира, его х-к и закономерностей.
Условия, способ-щие становлению научно-рац-го проекта – мыслит свобода ← специф-сть Др Гр религиозности (не задавала консервативного уклада)+ деятельный х-р, предприимчивость, миграционная подвижность, демократ устройство ант городов, особый дух состязательности – агонистика.
Античность вырабатывает понятия бытие, идея, сущность. Рационально-созерцательное познание.
Досократический период.
· Милет школа натурфилософов. Фалес(исход в-во–вода).
Анаксимандр – первым изобразил границы тогдашнего мира на карте, изобр солнечные часы, правещество – (апейрон – беспредельное). Из апейрона путем выделения возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконеч во вр. А. приписывают одну из формулировок закона сохр материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению")
Анаксимен – первоначало – воздух; динамика первоначала – к процессам сгущения и разряжения.
· Пифагорейская школа – развитие матем Н, теория чисел. Мир управляется числовыми соотношениями=>мб познан и описан с п матем методов.
· Элейская школа – Ксенофан – космологич исследования, абстрагирование от чувственных качеств материи. Парменид – истинное познание – бытие. Момент устойчивости мира.
|
|
Гераклит – сущность мировых процессов - огонь("огонь" у Г. обладает жизнью, сознанием, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен.
Эмпедокл – учение о 4-х стихиях (огонь, воздух, вода, земля). Естественные процессы сводятся к сочетанию этих матер-х носителей.
Анаксагор – "все во всем", Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется лишь из трансформации уже $ вещей, высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживает от Солнца Земля;.
Демокрит – уч об атомах. Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множеств-ти и разнообразия вещей, ед-ва и материальности мира, ед-ва телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., есть пустота (небытие), бесконечное простр-во, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движ атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи.
Классический период.
· Софисты – родоначальники гуманит Н. Центр – проблемы Ч и К. Развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, педагогике.
Сократ (беседа, диалогический поиск ответа на вопрос). Первооткрыватель понятия.
Платон – ученик Сократа (универс система представлений). Темы: внутр мир Ч, космологич начала, методология познания.
- открытие сферы идеального. Отстраняется от чувственного мира.
- создает школу – академию – 1-ая институионализир Н структура.
Аристотель – ученик Платона. Основоположник ряда дисциплин: логика, ψ, риторика, полит Н, история, география.
- интерес к биологии.
- «Метафизика». Тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное кол-во Н понятий.
- эмпирист.
- натурФ система.
Согласно А. исиным бытием обладает не идея, не число, а вещь= материя+форма. Абсол бесфор первич материя над ней стоят 4 элемента (З, В, О, В), кот переход друг в друга образуя нов вещества. Объясняя причины развития, процессы движ А вводит 4 причины: материальные, формальные, действующие и целевые.=> 4 вида движен: в отнош сущности – возник и уничтож, в отнош кол-ва – рост и уменьш, в отнош качества – качествен измен, в отнош места – перемещение. Глав движ – перемещение.
Логика у Аристотеля – одновременно и теория познания. Деления знания на достоверное и вероятное в теории познания соответствует более глубинному делению всех логических выводов на силлогизмы аподиктические (о достоверном) и диалектич (о правдоподобном). Аристотель первым сформулировал 3 осн логич закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. В модальной логике Аристотель неявно различает унилатеральную возможность («возможно S») и билатеральную возможность (возможно S и возможно не-S). Творческое наследие Аристотеля оказало на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.
· Эллинизм (3в до н.э – 3-4в н.э) – необычайный расцвет ант Н и К. Центр Н мысли – город Александрия. Развитие в матем, механике, биологии, медицине, астрономии, географии, филолог Н
Архимед –механика
Евклид – геометрия
Крушение полисных идеалов. Соц нестабильность, крушение полисов =>крушение К и Ф, основанных на рационализме, единстве и гармонии Ч и природы.
Осн течения Эллинизма:
1. Эпикуреизм (предание удовольствию) 2. Стоицизм (следование судьбе и долгу) 3. Кинизм (воздержание от суждений) | → | Обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. |
Др Гр математика: вид теоремы- Дано – требуется доказать – док-во. В ДРевнегр и Вавилон матем: «делай так».
|
|
Др Гр логика: разработка Л – с поиска критериев прав рассуждения в ораторском искусстве. Затем выработанные нормативы →в Н рассуждении.
Именно античности мы обязаны познавательным рационалистическим проектом. Идеи теор Н, доказательного знания, универс-х логич и общеН понятий, множество эмпир наблюдений.
НО! Отриц моменты: - противопоставление сферы чувственного мира и сферы сверхчувственного мира идей =>раздельное сущ-е эмпир-х Н (биология, география) и дедуктивной Н (матем). Разрыв м\у абстрактно-теор исследованиями и практич формами применения Н знания.