double arrow

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам


С 15в – эп Возрождения. Освобождение Н от влияния религии. Отличит черты Возрождения: - пантеизм (обожеств природы), - открытие челов индивидуальности, - эстетич х-р антропоцентризма, - природа – божеств творение, - ориентация на искусство. Художественно-эстетич эпоха, - гуманизм (с эстетич направленностью), - центр внимания – Ч.

Н божественные → в Н гуманитарные (человеч, воспитывают человеч в Ч: риторика, история, этика, Ф).

- интенсивное становление гуманит Н

- индивид эпохи Возр приписывал все заслуги самому себе

- выдающ индивид-сти

- разносторонность – гл принцип. Природа – тайна, загадка, для решения кот необходим особый опыт.

Новый тип мыслителя: Ф-созерцатель+ремесленник; инженер+художник

- оформление ест-Н мировоззрения

Открытия в обл анатомии, оптики, астрономии.

Гл достижение Возр-я – пытливая исследоват активность. 13в средн Англия – 1-ые попытки опытного и математизир описания природы.

Оксфорд школа – Роберт Гроссетест (1175-1253). Создал метаф теорию света (свет – унив субстанция, кот самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Законы распростр-я света доступны Ч познанию и изучаются в геометр оптике). => свет – божест начало и его необходимо опытно изучать. Занимался оптикой, геом, асторон. В работах высказ мысль о том, что изучение явлений нач с опыта, посредством их анализа устан некот общее положение, рассматриваемое как гипотеза. отправляясь от нее, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устан их ложность или истин-ть.




Осн достиж Оксф шк связаны с деят-тью Мертонского колледжа при Оксф унив, где формиров такие понятия как переменная величина, логарифм, дробный показатель, ¥ый ряд

Роджер Бэкон (1214-1292) – выходец Оксфорд школы.

- выступал против схоласт школы.

- последователь Аристотеля. 3 способа познания: - рассуждение, - авторитет, - опыт – наиб надежный источник достижения истинного знания. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»

- эксперимент Н – владычица Н.

- опытное изучение природы

- самост занимался Н исслед.

- изобрел ряд аппаратов и мезанизмов.

- открыл ряд новых химич реакций, изобрел порох.

- настойчиво защищал и обосновывал принцип опытного исслед-я природы и соединял его с рацион мышлением.

Уильям Оккам (1285-1349). незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроиз-ия. Он различает интуитивное знание, свзанное с восприятием и переживанием един-ой вещи, и абстрактное знание, кот способно отвлекать от един-го. По Оккаму каждый термин определяет лишь опред-ый предмет.

Учение – номинализм, тк оно признает единств реальностью единич вещи и отрицает сущ-е умопостигаемых субстанций, признавая за ними лишь статус имен. Появление оккамизма означало разрушение средн аристотел онтологии. Акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирич феноменам.








Сейчас читают про: