С 15в – эп Возрождения. Освобождение Н от влияния религии. Отличит черты Возрождения: - пантеизм (обожеств природы), - открытие челов индивидуальности, - эстетич х-р антропоцентризма, - природа – божеств творение, - ориентация на искусство. Художественно-эстетич эпоха, - гуманизм (с эстетич направленностью), - центр внимания – Ч.
Н божественные → в Н гуманитарные (человеч, воспитывают человеч в Ч: риторика, история, этика, Ф).
- интенсивное становление гуманит Н
- индивид эпохи Возр приписывал все заслуги самому себе
- выдающ индивид-сти
- разносторонность – гл принцип. Природа – тайна, загадка, для решения кот необходим особый опыт.
Новый тип мыслителя: Ф-созерцатель+ремесленник; инженер+художник
- оформление ест-Н мировоззрения
Открытия в обл анатомии, оптики, астрономии.
Гл достижение Возр-я – пытливая исследоват активность. 13в средн Англия – 1-ые попытки опытного и математизир описания природы.
Оксфорд школа – Роберт Гроссетест (1175-1253). Создал метаф теорию света (свет – унив субстанция, кот самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Законы распростр-я света доступны Ч познанию и изучаются в геометр оптике). => свет – божест начало и его необходимо опытно изучать. Занимался оптикой, геом, асторон. В работах высказ мысль о том, что изучение явлений нач с опыта, посредством их анализа устан некот общее положение, рассматриваемое как гипотеза. отправляясь от нее, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устан их ложность или истин-ть.
|
|
Осн достиж Оксф шк связаны с деят-тью Мертонского колледжа при Оксф унив, где формиров такие понятия как переменная величина, логарифм, дробный показатель, ¥ый ряд
Роджер Бэкон (1214-1292) – выходец Оксфорд школы.
- выступал против схоласт школы.
- последователь Аристотеля. 3 способа познания: - рассуждение, - авторитет, - опыт – наиб надежный источник достижения истинного знания. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви»
- эксперимент Н – владычица Н.
- опытное изучение природы
- самост занимался Н исслед.
- изобрел ряд аппаратов и мезанизмов.
- открыл ряд новых химич реакций, изобрел порох.
- настойчиво защищал и обосновывал принцип опытного исслед-я природы и соединял его с рацион мышлением.
Уильям Оккам (1285-1349). незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроиз-ия. Он различает интуитивное знание, свзанное с восприятием и переживанием един-ой вещи, и абстрактное знание, кот способно отвлекать от един-го. По Оккаму каждый термин определяет лишь опред-ый предмет.
Учение – номинализм, тк оно признает единств реальностью единич вещи и отрицает сущ-е умопостигаемых субстанций, признавая за ними лишь статус имен. Появление оккамизма означало разрушение средн аристотел онтологии. Акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирич феноменам.