Проблемные ситуации в науке

Движение научно-познават процесса – это ход мышления, простирающийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего обоснования превращается в теоретическую модель. Проблема – это сов-ть суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содерж объекта. Постановка и реш проблемы служит сред-м получ нов зн. Однако познающий субъект находится не только в проблем ситуации «знания о незнании», он пребывает и в допроблемной ситуации – «незнания о незнании». Методологи говорят, что формир-ю собственно ПС предшествует этап предпроблемной ситуации, когда в поле зрения попадают явления, вызывающие удивление. Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Гипотезы, как и абстрактные объекты и идеализации, являются средствами построения теоретических моделей. Вместе с тем они должны отражать стоящие за ними эмпирические связи, данные опыта, экспериментов и измерений, т.е. содержать в себе предметность. В поле проблемного осмысления входит такой способ эмпирич исслед, как эксперимент. Эксперимент считается наиболее характер чертой классич науки, однако он не может быть применен в языкознании, истории, астрономии и по этич соображениям в медицине. Часто говорят о мысленном эксперименте как проекте некоторой деят-ти, основанной на исп-нии теорет конструктов. ПС являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. ПС бывают глоб и лок. ПС глоб х-ра вызывают трансформацию мировоззренческих ориентации.

Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала, т. е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза (от греч. — предположение) по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Широко распространен вывод о том, что гипотеза является формой развития естествознания. Ньютону приписывают суждение: «Гипотез не измышляю», которое, в некотором роде, опровергает роль и значение гипотезы в научном познании. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлении, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию.

К условиям обоснованности гипотезы Лейбниц относил следующее: во-первых, гипотеза наиболее вероятна, чем более она проста; во-вторых, гипотеза наиболее вероятна, чем больше явлений ею может быть объяснено; в-третьих, гипотеза наиболее вероятна, чем лучше она помогает предвидеть новые явления. Гипотезы, как и абстрактные объекты и идеализации, являются средствами построения теоретических моделей, их строительным материалом. Вместе с тем они должны содержать в себе предметность, отражать стоящие за ними эмпирические связи, данные опыта, экспериментов и измерений. Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Они предполагают особую концентрацию рефлексивного осмысления и рационального анализа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: