Научные революции как перестройка оснований Н

Этапы развит Н, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, наз НР. Перестройка оснований, сопров-ся НР, м/т явиться, 1) результатом внутридисциплинарного развития, в ходе кот возн проблемы, неразреш в рамках данной науч дисциплины; 2) НР возможны благодаря междисцип-ым взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исс-ия из одной науч дисц-ы в др, что приводит к откр яв-ий и законной, кот до этого не попадали в сферу науч-го поиска.

Различ 2 НР: 1) идеалы и нормы научи с-ия остаются неизм-ми, а картина мира пересматривается; 2) одноврем-о с картиной мира радикально меняются не! идеалы и нормы Н, но и её ф-фские основания.

Гл услов появлен идеи НР явилось признание историчности разума, => историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности. Ф-фия 17-18в рассм разум как неисторич, самотождественную способность Ч. Принципы и нормы разумных рассуждений, с помощью кот добывается истинное знание, признавались постоянными для " исторического t.

! в 19в – историчность разума, с пом кот осущ познание. В рез-те истина стала опред-ся как историческая, т.е. имеющая привязку к опред-му историч-му t. В естествозн тезис об историчности разума признали! в 60х гг.

НР – крупные преобразования в Н. НР→смена главенствующей парадигмы, новая расстановка проблем, становление терминологии, появл новых Н направлений. Движущие силы НР - комплекс факторов: открытие новых фактов, изобретение новых инструментов, мировоззренч-е сдвиги.

Открытые вопросы: сколько явных рев следует различать в истории; критерии Н революционности.

- революционность новой теории – в появлении сущ-но новых элементов, имеющих значит расхождение с сущесв-ми. Выходит за рамки одной дисциплины, иногда влияет на мировоззрения (Н.Коперник, Лобачевский).

НР мб частноН и общеН. По степени их масштабности):- крупные (глобальные), формирующие совершенно новый взгляд на мир.- средние (в отд фундамент-х Н), преобразующие их основы - малые (микрореволюции), создание новой теории.

В науке осущ-ся постоянный обмен м\у Н обл и м\у самостоят-ми блоками внутри дисциплины.=>2 вида НР:

1. Р, в кот доминируют процессы внутридисциплинарного развития знаний.

2. -//- междисциплинарные связи. Они сосуществуют.

2 типа НР в зависимости от обширности преобразований:

1. Р, связанные с изменениями дисциплинарной онтологии, без сущ-го изменения идеалов и норм иссл-я. (переход от механист к электродинамич картине мира).

2. более радикальные, кот х-ся сменой идеалов и норм, а также Ф-х оснований Н. (переход от классич к неклассич Н). Смена типов рациональности.

На НР влияют не только внутренние Н, но и социоК факторы.

Т.Кун: продвижение Н состоит из накопления малых успехов и изменений. Термин микрореволюция – неб изменение образцов Н деят-сти.

Приверженцы эволюционистской концепции (Дж.Сартон) – отрицание НР – понимались как убыстренное эволюционное развитие\ переход от лжи к истине, от доН представлений к Н.

К.Поппер (истоирикоН концепция) – перманентный х-р НР. История Н – непрерывная цепь революций.

Подлинно фундамент, глобальные – лишь 2 революции:

-Р17в; НТР 20в (созд-е теории отн, квантовой механики).

Разрушительная функция НР под? (возникновение нового знания на основе разрушения старого). Сейчас – созидат функция (возникновение нового знания без разрушения старого).

3 вида НР, кот тесно связаны др с др.

1. новые теор фундамент теории (концепции). Напр, Коперник, Дарвин, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин

2. новые методы исследования. Изобретение микроскопа =>микробиология

3. открытие новых миров. Великие геогр открытия (мир микроорганизмов, вирусов, мир атомов и молекул). Открытие др галактик.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: