Понятие, предмет и метод административного права

Способы защиты административной правосубъектности граждан.

Административная ответственность и административные взыскания.

Государственная служба и государственные служащие.

Административно-правовые отношения.

Административно-правовые нормы.

Понятие, предмет и метод административного права.

Основы административного права

ЛЕКЦИЯ № 9

Административное право является одной из отраслей права, которая представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу практической реализации решений органов исполнительной власти, т.е. в процессе государственной управленческой деятельности.

Административное право как совокупность норм:

1. устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации (упразднения) органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру, взаимоотношений органов управления с другими с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

2. определяет правовое положение общественных объединений и граждан, правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила рыбной ловли, охоты, торговли и т.д.);

3. определяет формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

4. определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

5. устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

6. закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защиты интересов граждан.

В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предметом правового регулирования каждой отрасли права является строго определенная область общественных отношений.

Предмет административно-правового регулирования – со­вокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих пред­мет административно-правового регулирования, широк и много­образен. Обозначить его можно, лишь уточнив, кто осуществля­ет государственное управление:

♦ главным образом, имеется в виду властная деятельность ап­парата управления;

♦ это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руко­водя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель област­ного суда, например, организуя работу подчиненного ему ап­парата, занимается не правосудием, а управлением;

♦ по поручению государства, на основании переданных им власт­ных полномочий административную власть могут использо­вать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.

Следовательно, предметом административного права явля­ются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их адми­нистративной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и внешневластных полномочий общественных организаций.

Методы правового регулирования общественных отноше­ний в сфере исполнительной власти это совокупность право­вых средств, способов, приемов, посредством которых регулиру­ются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административ­ного права.

Методы административно-правового регулирования представ­ляют собой приемы регулирования, исходные юридические по­зиции, определяющие главные в правовом статусе субъекты, к которым относятся:

метод централизованного, императивного регулирования (ад­министративно-правовой метод). При этом регулируются отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, т.е. положение субъектов характеризу­ется отношением субординации, прямого подчинения, нера­венства их участников и однородностью юридически власт­ных волеизъявлений одной из сторон;

метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, т.е. управляющей или управляемой стороне предоставляет­ся возможность выбора образа действий (без прямых предпи­саний и запретов) в рамках административно-правовой нор­мы. Это положение субъектов характеризуется отношением координации, а государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений гори­зонтального типа. При этом субъекты обладают равным объе­мом властных полномочий.

Говоря о методе административно-правового регулирования, следует помнить, что специфической особенностью общественных отношений, регулируемых административным правом, является неравенство сторон. Один из участников таких отношений подчинен другому, то есть, органы государственного управления в конкретных правоотношениях реализуют предоставленные им властные полномочия, которых нет у другой стороны (например, у граждан).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: