Структура административного процесса

В отечественной правовой науке и юридической практике сложилось устойчивое представление о производствах, образующих структуру процесса, что нашло соответствующее отражение в законодательстве. Приведем конкретные данные на этот счет.

ГПК Российской Федерации предусматривает в гражданском процессе следующие производства: производство в суде первой инстанции – исковое производство; производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений; особое производство; производство в кассационной инстанции; производство в надзорной инстанции; исполнительное производство.

Конституционный процесс согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» складывается из производств по делам: о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции; о конституционности законов по запросам судов; о толковании Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (гл. IX—XV ФКЗ).

Согласно УПК РФ уголовный процесс включает в себя следующие производства: производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; производство в надзорной инстанции; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; производство в суде присяжных.

С другой стороны, применительно к некоторым видам процесса закон не выделяет составляющие его производства (что в принципе типично для процесса), указывая лишь на основные стадии этого процесса. Примером может служить Бюджетный кодекс Российской Федерации, часть третья которого «Бюджетный процесс в Российской Федерации» состоит из стадий: составление проектов бюдже­тов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов.

Следовательно, четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процессесть сумма производств; производствоорганическая часть процесса. При этом не имеет значения, каким образом располагаются в процессе составляющие его производства. Могут быть различные варианты: производства располагаются в определенной логической последовательности – производство в суде первой инстанции – производство в суде второй инстанции – надзорное производство. В то же время некоторые производства могут располагаться параллельно друг другу, как, например, в гражданском процессе исковое и особое производства.

Структуру административного процесса образуют следующие производства: 1) производство по принятию нормативных актов государственного управления; 2) производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления; 3) производство по административно-правовым жалобам и спорам; 4) производство по делам о поощрениях; 5) производство по делам об административных правонарушениях; 6) производство по дисциплинарным делам; 7) регистрационное производство; 8) лицензионное производство; 9) исполнительное производство.

Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных Дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел. Взять, к примеру, дела по рассмотрению жалоб граждан органами исполнительной власти. Для всех жалоб, независимо от их содержания, в каждом конкретном случае общим является информация о нарушении права гражданина (реальном или предполагаемом), порождающая в результате такового обращения гражданина определенные правовые последствия. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

а) правотворческое производство;

б) ряд правонаделительных производств;

в) несколько правоохранительных производств.

Несмотря на имеющиеся конкретные особенности и различия между ними, названные группы административных производств связывает воедино коренная общность, дающая основания говорить о каждом из них как о системной части такого общего понятия, как административный процесс.

Во-первых, все виды административных производств осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел.

Во-вторых, каждый вид административного производства осуществляется преимущественно органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не меняет положение то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты (например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях).

В-третьих, материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: