double arrow

Существующие административно-процессуальные нормы с учетом федеративной структуры государственного управления могут быть сведены в несколько последовательно располагающихся групп

Первую группу составляют административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса всех составляющих его производств. О них уже говорилось при рассмотрении предыдущего вопроса лекции.

Во второй группе следует отнести административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников административного процесса.

Помимо правил, устанавливающих в целом круг участников административного процесса, сюда необходимо отнести нормы, определяющие важнейшие стороны административно-процессуальной правосубъектности.

а) Нормы, регулирующие предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных разрешать административные дела. В первую очередь имеются в виду органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня.

б) Нормы, регулирующие административно-процессуальное право и дееспособность сторон, т.е. лиц, чьи правовые интересы или обязанности затрагиваются производством, а также тех лиц, в том числе юридических, которые могут требовать соответствующих действий органа исполнительной власти в связи с необходимостью реализации их законных интересов или обязательств.

в) Нормы, устанавливающие порядок участия в процессе свидетелей, экспертов, специалистов и других лиц, для которых это участие является необходимым.

Третья группа административно-процессуальных норм регулирует начальную стадию административного процесса – возбуждение (в широком смысле слова) соответствующего производства.

а) Нормы, устанавливающие порядок возбуждения производства по делу, определение ситуаций, при наличии которых орган исполнительной власти, должностное лицо обязаны начать производство, а также случаи возбуждения дела по инициативе другой стороны.

б) Нормы, определяющие место и время разбирательства надлежащее оформление вызова заинтересованных участников, следствия неявки лица по вызову органа исполнительной власти.

в) Нормы, предусматривающие основания возбуждения административного дела, порядок представления и оценки доказательств по делу.

г) Нормы, предусматривающие основные условия рассмотрения административных дел в коллегиальном и единоличном порядке.

д) Нормы, устанавливающие обязанность выяснения фактических обстоятельств дела, порядок заслушивания сторон, показаний свидетелей, экспертов, осмотра и ознакомления с документами и т.д.

е) Нормы, предусматривающие условия, при которых может последовать приостановление производства по делу или его прекращение, например, в случае выявившейся недееспособности стороны, пропуска установленного законом срока и т.д.

ж) Правила оформления протокола, в котором должны быть отражены все существенные обстоятельства, имеющие отношение к процедуре рассмотрения дела и его последующему решению.

Четвертая группа административно-процессуальных правил имеет своим назначением регулирование порядка вынесения постановления по административному делу.

а) Нормы, устанавливающие основания вынесения постановления по административному делу. По общему правилу, они должны быть изложены в мотивировочной части постановления, где указываются нормы материального права, подлежащие применению, доказательства, послужившие основанием для вынесения постановления.

б) Нормы, определяющие сроки вынесения постановления. Обычно сроки определяются нормативными юридическими актами применительно к различным категориям дел, а также к обращающимся лицам.

в) Нормы, регламентирующие порядок вынесения постановления, его оформление, вручение заинтересованным лицам.

г) Нормы, определяющие условия, связанные с необходимостью внесения изменений и дополнений в принятое по делу постановление, а также его отмены органом, принявшим данное постановление.

Пятую группу административно-процессуальных норм составляют нормы, регулирующие порядок исполнения постановления, принятого по административному делу. Здесь, прежде всего, определяются общие условия, порядок и сроки вступления постановления в законную силу, а также сроки исполнения принятого по делу постановления. Укажем на некоторые акты, содержащие нормы данной группы: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

К шестой группе необходимо отнести административно-процессуальные правила, регулирующие заключительную стадию административного процесса, являющуюся факультативной, – стадию обжалования или опротестования постановления, вынесенного по адми­нистративному делу. Подобного рода нормы содержатся в ряде федеральных законов и других актов. К ним относятся: Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», приказ Федеральной миграционной службы от 24 февраля 2000 г. «Об утверждении Положения об Апелляционной комиссии ФМС России».

Рассмотренные группы норм административно-процессуального права регулируют основные стороны административного процесса и составляющих его производств. Вместе с тем существует много иных административных правил, регулирующих, например, порядок отмены постановления органа исполнительной власти вышестоящим органом данной системы и т.д.

Административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.

Предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, нежели предмет материальной отпасли, поскольку включает в себя следующие элементы: фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли; материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией.

Предмет административно-процессуального права складывается из трех видов отношений. Если называть эти отношения в логической последовательности, то они выглядят так: фактическое (простое) общественное отношение – материальное правовое отношение – процессуальное отношение. При этом последний элемент указанной схемы – административно-процессуальное отношение – не перестает одновременно быть и матери­альным административно-правовым отношением.

П редмет административно-процессуального права представляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части:

а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;

б) общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, связанные с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти;

в) саму процессуальную деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

Отсюда следует, что предметом административно-процессуального права Российской Федерации являются материальные правовые отношения, складывающиеся в связи осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации.

Система общественных отношений, составляющих предмет административно-процессуального права, характеризуется специфическими качествами. Эти качества предполагают и соответствующее системное расположение административно-процессуальных норм в структуре одноименной отрасли, обеспечивающих реализацию этих отношений.

Среди рассматриваемых качеств выделяются: обширная сфера их распространения; достаточно выраженный управленческий характер основной группы отношений, образующих предмет материального административного права; принадлежность значительной части отношений к иным материальным отраслям российского права.

Основу системы административно-процессуального права составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений.

Особенность норм, составляющих первую группу, заключается в том, что они регулируют вопросы общего свойства и распространяются на самые различные группы отношений, например: административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов; нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т.е. составляющих ее производств в целом, основы правового положения ее участников и другие.

Вторая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: