Предпринимательская деятельность

- умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

- способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49);

- способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).


3.2 Этапы прохождения практики

На первом этапе практики предусматривается знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов и организационно-правовой формы организации (предприятия). На этом, начальном этапе практики обучающимся необходимо изучить состояние и перспективы развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; изучить основных технико-экономические показатели работы организации за последние 3 года; сделать анализ кадрового состава предприятия или структурного подразделения предприятия; составить схемы, отражающие производственную и организационную структуру организации. Для успешного осуществления первого этапа практики студенту нужно использовать годовую отчетность организации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерский баланс и другие плановые и отчетные формы и документы организации.

На следующем, втором, этапе практики обучающимся необходимо изучить состав и содержание реально выполняемых функций определенного структурного подразделения организации, выявить механизмы взаимодействий с другими подразделениями, сформулировать предложения по совершенствованию деятельности организации (предприятия), структурного подразделения. В отчете обучающимся должен быть представлен квалифицированный анализ той или иной конкретной проблемы, разработана программа и предложен инструментарий решения проблемы, сделаны заключения о возможности практического использования (внедрения) полученных результатов. Все это может составить основу отчета обучающегося о практике.

Руководителем практики от вуза или предприятия могут быть внесены изменения и дополнения в определение этапов, в задания на каждом из этапов в зависимости от особенностей предприятия (организации) – базы практики. Источниками информации на втором этапе могут служить документы (отчеты, архивы, публикации и пр.), как внутренние, так и внешние, а также данные, полученные путем опроса членов организации (анкетирование, интервьюирование) и личных наблюдений практиканта.

Завершающим этапом практики становится оформление, в течение последних трех дней практики результатов, полученных за весь период практики, в виде итогового отчета.

В ходе практики студент изучает, анализирует и собирает практический материал для написания отчета, а также и курсового проекта, который предстоит выполнять и защищать в следующем учебном семестре. В таблице приводится перечень этих дисциплин по всем формам обучения.


Таблица – Перечень курсовых проектов, которые предстоит выполнять по материалам, собранным в течение учебной практики

Форма обучения Профиль Дисциплина, по которой предстоит выполнять курсовой проект
Очная, нормативная Управленческий и финансовый учет Бюджетирование / Управление издержками предприятия
Производственный менеджмент Инвестиционный менеджмент / Инновационный менеджмент
Заочная, нормативная Управленческий и финансовый учет Управленческий учет в отраслях
Производственный менеджмент Инвестиционный менеджмент
Заочная, сокращенная Управленческий и финансовый учет Управленческий учет в отраслях
Производственный менеджмент Инвестиционный менеджмент

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Отчет о прохождении практики бакалавра в общем виде может включать следующие элементы:

- титульный лист (Приложение 1);

- содержание (Приложение 2);

- введение;

- основная часть (3 главы);

- заключение;

- приложения (первичная информация и отчетность предприятия).

Во введении (объемом 1 страница) должны быть сформулированы цели и задачи прохождения учебной практики с указанием объекта исследования (предприятия, организации, учреждения).

Содержание основной части отчета по учебной практике приведено в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

Заключение (объемом 2-3 страницы) должно содержать основные выводы и предложения студента по улучшению работы исследуемого предприятия.

В отчете по практике материал необходимо распределить по отдельным главам. Главы могут содержать подразделы, которые должны быть отражены в содержании отчета. Предложения и выводы должны быть четко сформулированы.

При оформлении отчёта следует соблюдать правила и требования, предъявляемые подобного рода работам.

Объём отчёта по учебно-производственной практике 25-35 страниц. Работа выполняется машинописным способом с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется), арабскими цифрами вверху справа.

Каждый раздел отчета начинается с новой страницы. Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам.

Цифровой материал оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Название таблицы располагается по центру. В тексте обязательно должна быть сделана ссылка на нее, которая может быть оформлена следующим образом: «… результаты данного исследования приведены в таблице 2» или «… результаты данного исследования (см. табл. 2) показали, что…».

Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, для большей наглядности, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) допускается сквозная по всему отчету, так и отдельно по разделам. Например, рис. 1.4. (первый раздел, четвертый рисунок). Но при этом необходимо помнить, что в отчете должен быть использован один принцип нумерации таблиц и рисунков. Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру.

Все цитаты и эмпирические данные должны быть заключены в кавычки и, иметь ссылки на цитируемый источник.

Ссылки на литературу можно оформлять одним из двух способов:

1) в квадратных скобках, с указанием номера источника в списке литературы и страницы, например: [4, с. 28].

2) подстрочные ссылки, которые располагаются внизу страницы под чертой и включают в себя: фамилию автора, название книги, наименование издательства, год выпуска и количество страниц.

Список источников оформляется по ГОСТ 7.1 - 2003*, как правило, на языке выходных сведений: автор (ФИО), название источника; место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Правильно оформленный отчет о практике распечатывается и скрепляется. С отчетом обязательно должен ознакомиться руководитель практики от организации, после чего он дает письменный отзыв (характеристику) о выполнении обучающимся программы практики. Данный отзыв в краткой форме оформляется в дневнике практиканта, заверяется подписью руководителя практики от предприятия и печатью организации. Макет отзыва руководителя практики от организации приводится в Приложении 5.

Отчёт по учебной практике подписывается автором. Студент к отчёту прилагает дневник практики (Приложение 6), анкету для самооценки обучающегося по итогам прохождения практики (Приложение 7) и отзыв руководителя практики от предприятия, который также заверяется печатью.

Отчёт сдаётся на кафедру в последний день установленного срока практики, и защита отчета осуществляется в 3-х дневный срок со дня окончания практики.

Обучающиеся защищают отчет по практике у руководителя практики от филиала. По результатам защиты выставляется оценка по пятибалльной системе. В том случае, если обучающийся не выполнил программу практики, или не защитил отчет по практике, он не может быть переведен на следующий курс, ему назначается повторное прохождение практики.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа отчета по практике

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске

Кафедра финансов, учета и управления

ОТЧЕТ

по учебной практике

(место практики_________________________)

Выполнил

студент гр.____________ ФИО студента

Руководитель:

к.э.н., доцент ФИО руководителя

Воткинск, 20__г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления содержания отчета по практике

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ «ХХХХХ»

1.1 История и цели создания предприятия «ХХХХХ»

1.2 Основные виды деятельности предприятия «ХХХХХ»

1.3 Динамика основных экономических показателей деятельности «ХХХХХ» за последние три года

2 Анализ структуры управления организации и характеристика функций подразделений

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДСИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ «ХХХХХ»

3.1 Характеристика производственно - технической подсистемы организации

3.2 Характеристика особенностей социальной подсистемы управления

3.3 Характеристика экономической подсистемы управления

3.4 Изучение информационной подсистемы управления

3.5 Характеристика маркетинговой подсистемой управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание основной части отчета по учебной практике

№ раздела Название раздела отчета Предмет изучения Примечание
    - общие сведения об организации (название, цель создания, организационно – правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития); - основные документы, регламентирующие деятельность организации; - характер организационной собственности (частная, государственная, смешанная); - принадлежность организации по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная); - организационно - правовая форма организации; - характеристика организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования; - эффективность деятельности организации. Представить копии основных организационных документов (как минимум свидетельство о регистрации). Эффективность деятельности организации охарактеризовать с помощью системы технико- экономических показателей деятельности за 1-3 года (объем реализации продукции или работ, услуг в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость, прибыль, рентабельность). Примерный вид таблицы показателей для анализа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
  Анализ структуры управления организации и характеристика функций подразделений - основные функции управления, выполняемые специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики; - виды деятельности и объема производства продукции (работ, услуг); - производственные структуры (подразделения организации (предприятия), функциональные взаимосвязи подразделений); - организация управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб); - взаимоотношения с другими организациями (поставщиками, кредитно – банковскими учреждениями, страховыми организациями, благотворительными фондами и т.д.); - внешнеэкономическая деятельность Необходимо описать структуру управления организации (предприятия). Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться с штатным расписание организации и: - представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них; - определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно - функциональная, матричная, штабная, программно - целевая и т.п.) и указать его достоинства и недостатки; - проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации; Представить копию должностной инструкции менеджера (специалиста) организации, обязанности которого выполнялись студентом в период практики.
3.1 Характеристика производственно - технической подсистемы организации Знакомство с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации (предприятия) и ее структурными подразделениями - дать характеристику производственного процесса; - описать особенности его организации(массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное); - представить структуру производственного цикла в виде схемы; - назвать используемые технологические процессы (технологии производства); - перечислить задействованное оборудование, режимы его работы; - обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации (предприятия)); Указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы, описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств.
3.2 Характеристика особенностей социальной подсистемы управления Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. - перечислить функции службы управления персоналом; - перечислить используемые в организации кадровые технологии; - перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность; - описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
3.3 Характеристика экономической подсистемы управления   - указать, какие службы занимаются финансовыми и планово – экономическими вопросами; - представить структуру финансовых ресурсов фирмы, обозначить удельный вес каждой составляющей.
3.4 Изучение информационной подсистемы управления Знакомство с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера – специалиста конкретного подразделения Рассмотреть и описать: - техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.; - вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей в работе менеджеров; - информационные каналы менеджера; - программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе менеджеров (специалистов) разных подразделений; - организацию системы информационной безопасности.
3.5 Характеристика маркетинговой подсистемой управления. На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать основные элементы внешней среды организации - основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); - описать особенности стратегий организации (предприятия) на отечественном или внешнем рынке; - дать характеристику ключевых факторов успеха отрасли, в которой работает организация (предприятие)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец содержания таблицы в первой главе отчета

Таблица ___ - Основные экономические показатели деятельности ___(предприятия)_______________ за 2011-2013 гг. (последние три года)

Показатели       Абс. изменение показателей (+,-) Темп роста, %
2012 к 2011 2013 к 2012 2012 к 2011 2013 к 2012
1.Выручка от реализации, тыс.руб.              
2.Себестоимость продукции, тыс.руб.              
3.Прибыль от реа-лизации, тыс.руб.              
4.Чистая прибыль, тыс.руб.              
5. Стоимость основ-ных средств, тыс.руб.              
6. Оборотные активы, тыс.руб.              
7.Численность работников, чел.              
8.Фонд оплаты труда (годовой), тыс.руб.              
9.Фондоотдача, руб./руб. (1/5)              
10.Фондоемкость, руб./руб. (5/1)              
11.Фондовооружен-ность, руб./чел.(5/7)              
12.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах (1/6)              
13.Производительность труда, тыс. руб./чел. (1/7)              
14.Среднемесячная зарплата, тыс.руб. 8/(7*12)              

Приложение 5

Образец характеристики о прохождении учебной практики

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске

Кафедра финансов, учета и управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: