ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Направления «МЕНЕДЖМЕНТ»
для всех форм обучения
Воткинск, 2014
Программа учебной практики для студентов направления «Менеджмент» всех форм обучения. Воткинск, 2014, 27 с.
В программе приведена структура учебной практики для бакалавров, рекомендации по оформлению основных документов по итогам практики, в приложении помещены анкеты для работодателя и обучающегося, направленные на объективизацию оценки прохождения практики.
Программа предназначена для обучающихся очной и заочной формы обучения по направлению «Менеджмент» в условиях введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перехода на систему двухуровневой подготовки.
Программа учебной практики рассмотрена на заседании кафедры ФУиУ (протокол № 1 от 20 января 2014 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
| Термины, определения, сокращения | ||
| Введение | ||
| 1 Общие положения | ||
| 2 Структура программы практики бакалавра | ||
| 2.1 Цели и задачи практики | ||
| 2.2 Сроки и продолжительность практики | ||
| 2.3 Базы практики и рабочие места обучающихся. Организация практики | ||
| 3 Содержание практики, методические рекомендации к ее прохождению | ||
| 3.1 Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики | ||
| 3.2 Этапы прохождения практики | ||
| 4 Рекомендации по оформлению отчета практики | ||
| ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа отчета по практике | ||
| ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления содержания отчета по практике | ||
| ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Содержание основной части отчета по учебной практике | ||
| ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Образец содержания таблицы в первой главе отчета | ||
| Приложение 5. Образец характеристики о прохождении учебной практики | ||
| Приложение 6. Образец дневника учебной практики | ||
| ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Анкета для самооценки обучающегося по итогам прохождения практики |
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
Академическая степень – квалификация высшего образования, присуждаемая по результатам освоения соответствующих основных образовательных программ по направлениям подготовки
Зачетная единица (крéдит) – мера трудоемкости образовательной программы.
Эта единица должна учитывать все виды работ студента, предусмотренные в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ и др.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества и государства
Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций
Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности
Кредит – унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося
Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ЕСТS, как единиц измерения учебной нагрузки студента. Понятие «кредит» означает в данном случае количественную характеристику, позволяющую учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательно-профессиональной подготовке.Европейская система переноса и накопления кредитов (ECTS) – это студентоцентрированная система, базирующаяся на учебной нагрузке, необходимой для достижения целей программы обучения. Эти цели желательно определять в терминах результатов обучения и компетенций, которые должны быть получены.
Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы
Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области
Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности
Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами – образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации
Образовательный процесс – целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения и воспитания, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу
Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками компетенциями, развитию способностей
Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении
Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии
Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)
Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции
Стандарт (от англ. standard – норма, образец, мерило) – в широком смысле слова – образец (эталон, модель или другой аналог) принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов по набору признаков или параметров, о которых можно договориться как об обязательных
Уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом
Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/ или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы
Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня
Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ
ВПО – высшее профессиональное образование
ООП – основная образовательная программа
ПООП – примерная основная образовательная программа
ОК – общекультурные компетенции
ПК – профессиональные компетенции
УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика занимает особое место среди компонентов основных образовательных программ, поскольку именно этот вид деятельности обучающихся представляет значительные возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций.
Программа практики бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» состоят из пяти разделов. В первом разделе содержатся общие положения. Второй раздел рекомендаций посвящен структуре программы практики. В нем рассматриваются цели и виды практики, их продолжительность и сроки проведения, даются рекомендации по подбору баз практики и их организации на конкретных рабочих местах. В третьем разделе рассмотрены вопросы содержания практики, приведены методические рекомендации по порядку их прохождения студентами. Четвертый раздел содержит рекомендации по оформлению документов, необходимых при прохождении практики. В пятом разделе приводятся различные приложения, которые включаются в программу практики.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа учебной практики бакалавров предназначена для обучающихся по направлению «Менеджмент». Цель программы – дать полное представление обучающимся об учебной практике, ее содержании, цели, задачах и результатах.
Учебная практика предусмотрена по направлению «Менеджмент» по профилям: «Управленческий и финансовый учет», «Производственный менеджмент».
Нормативными и методическими документами, служащими основанием при организации практики бакалавров являются Федеральные законы России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24.10.2007 № 232-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» от 01.12.2007 № 309-ФЗ; государственный стандарт; рабочий учебный план по направлению и профилям подготовки; календарный график учебного процесса; сквозная программа направления и профилей, а также, нормативные и методические документы, разработанные в ВУЗе: программа учебной практики для бакалавров, задание на прохождение практики, дневник студента по практике
2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
2.1 Цели и задачи практики
Цель учебной практики бакалавра заключается в изучении деятельности организаций любой организационно-правовой формы, в которых выпускники будут работать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня. На практике бакалавры изучают процессы управления организациями, в том числе процессы государственного и муниципального управления, знакомятся с видами своей будущей профессиональной деятельности: организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской, изучают на практике задачи своей будущей профессиональной деятельности.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров зависят от видов деятельности.
Организационно-управленческая деятельность предполагает:
· Участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий, например, маркетинговой, финансовой или кадровой стратегии.
· Участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
· Планирование деятельности организации и подразделений;
· Формирование организационной и управленческой структуры организаций;
· Организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
· Разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
· Контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
· Мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.
Информационно-аналитическая деятельность включает в себя:
§ Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
§ Построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирование деятельности и контроля;
§ Создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
§ Оценка эффективности проектов;
§ Подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
§ Оценка эффективности управленческих решений.
Предпринимательская деятельность предполагает:
§ Разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
§ Организация предпринимательской деятельности.
2.2 Сроки и продолжительность практики
Учебная практика у бакалавров по направлению «Менеджмент» в соответствии с рабочим учебным планом по направлению и профилям очной формы обучения предусмотрена в шестом семестре и составляет 4 недели. В ходе прохождения практики обучающиеся получают 6 зачетных единицы (кредита).
Обучающиеся по заочной форме обучения (нормативные сроки) проходят учебную практику в восьмом семестре в течение 2 недель. В ходе прохождения практики студенты получают 3 зачетных единицы (кредита).
Обучающиеся по заочной форме обучения (сокращенные сроки) проходят учебную практику в шестом семестре в течение 2 недель. В ходе прохождения практики студенты получают 3 зачетных единицы (кредита).
2.3 Базы практики и рабочие места обучающихся. Организация практики.
Учебная практика бакалавров может проходить на предприятиях любой организационно-правовой формы: в коммерческих, некоммерческих, государственных, муниципальных предприятиях, а также в органах государственного и муниципального управления и структурах, в которых обучающиеся являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело. Обучающийся направляется на практику на основе приказа о направлении на практику и договора с предприятием о подготовке бакалавра.
Предприятие, на котором обучающийся будет проходить учебную практику, должно обеспечить условия для прохождения практики, рабочее место практиканта. Во время прохождения учебной практики бакалавры могут практиковаться в качестве помощников менеджеров, специалистов, помощников руководителей проектов. Бакалавры во время учебной практики должны принимать участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии в соответствии со своим профилем обучения. Обучающиеся должны собрать информацию о внешней и внутренней среде организации, должны построить внутреннюю информационную систему организации.
Для обучающихся по заочной форме, базами практики могут являться предприятия и организации, на которых они работают.
2.3.1 Руководство практикой
2.3.1.1 Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики
Выпускающая кафедра организует и методически обеспечивает практику студентов, согласовывает программы практики с предприятиями-базами практики, назначает руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, готовит приказ о распределении обучающихся на практику, обеспечивает обучающихся программами практик. Выпускающая кафедра проводит организационное собрание обучающихся-практикантов и руководителей практики по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.
2.3.1.2. Обязанности руководителя практики – представителя вуза
Руководитель практики составляет календарный план и программу прохождения практики каждому обучающемуся и согласовывает их с руководителем практики от предприятия; обеспечивает прохождение практики и руководит работой обучающегося, предусмотренной программой практики; проводит индивидуальные консультации, рекомендует основную и дополнительную литературу; рассматривает отчеты обучающихся о практике, дает отзыв и заключение о прохождении практики; участвует в комиссии по приему зачета по практике.
2.3.1.3. Функции предприятия – базы практики и обязанности руководителя практики – представителя предприятия
Руководитель практики – представитель предприятия должен быть высококвалифицированным специалистом соответствующего структурного подразделения. Руководитель практики - представитель предприятия (организации) распределяет обучающихся по рабочим местам, контролирует соблюдение трудовой и производственной дисциплины практикантами, знакомит с организацией работ на конкретном рабочем месте, контролирует подготовку и составление обучающимися отчетов о практике. На крупном предприятии руководитель практики – представитель предприятия может возложить руководство практикой на работников подразделения, где непосредственно работает обучающийся. В этом случае за каждым работником – руководителем практикой в подразделении закрепляется не более четырех-пяти обучающихся.
По итогам практики руководитель практики – представитель предприятия и непосредственные руководители в подразделениях готовят и производственную характеристику – отзыв от предприятия (организации). Данный отзыв прилагается к отчету о практике.
Отзыв руководителя практики должен отражать следующие моменты:
· Характеристика бакалавра как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций; способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность;
· Отражены направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке обучающегося;
· Дается оценка выполнения обучающимися работ в баллах.
2.3.2 Права и обязанности обучающихся-практикантов
Обучающиеся–практиканты:
· должны быть обеспечены рабочим местом;
· они должны иметь возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;
· должны иметь возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.
Обучающиеся обязаны:
· выполнять намеченную программу;
· подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующем на базовом предприятии;
· соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;
· предоставлять в установленном порядке руководителю практики обязательных документов о прохождении практики.
2.3.3 Порядок осуществления контроля над прохождением практики
Руководитель практики – представитель предприятия ведет табельный учет посещаемости обучающихся–практикантами практики и, совместно с руководителем практики от кафедры, выявляет и устраняет недостатки, возникающие при выполнении программы практики.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЮ
3.1 Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики
3.1.1 Общекультурные компетенции
- знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способен занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
- умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
- владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- имеет представления о роли и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
- способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-19);
- учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 21).
3.1.2. Профессиональные компетенции






