Содержание дисциплины и её задачи. Данный предмет призван дать знание помогающее решать вопросы долгосрочного, перспективного управления. Его задача – способствовать формированию нового эк-го мышления, познакомиться с ф-циями страт-го планирования, методами реализации страт. плана, решать организационно-страт-е задачи стоящие перед коллективом. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется орг-ция при принятии упр-ких решений. СМ вкл-ет в себя:
- опред-е миссии и целей,
- анализ внеш-й и внутр-й среды,
- разработку альтернатив и выбор стратегии,
- оценку и контроль выбранной стратегии.
Стратегическое управление - это процесс последовательных действий по разработке и реализации стратегии развития организации. Он включает разработку видения и миссии организации, постановку целей и анализ внешнего окружения, анализ внутренней среды и уточнение миссии и целей, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии, реализация стратегии и контроль стратегических изменений.
Конечными продуктами стратегического управления являются конкурентная позиция, занимаемая организацией, и ее стратегический потенциал, которые должны соответствовать выбранному видению и миссии. Конкурентная позиция определяется долей организации в отрасли, финансовым положением, возможностями производимого продукта, уровнем деловых связей. Стратегический потенциал организации включает ресурсы и финансовые возможности, возможности технологии, оборудования и производства, квалификация персонала и управления, их способность адекватно реагировать на внешние изменения, возможности организационной структуры и культуры.
Различают три группы объектов стратегического управления: организация, стратегические единицы (СЕ)или стратегические хозяйственные подразделения и функциональные подразделения. Организация наряду с функциональными подразделениями (маркетинг, производство, персонал, финансы и т.п.) может состоять из СЕ. Стратегическая единица - это самостоятельное, рыночно ориентированное подразделение организации, которое имеет свою стратегию развития, своих потребителей и поставщиков, конкурирует на своем сегменте рынка с другими предприятиями по определенной группе продуктов и несет полную ответственность за результаты своей деятельности. Совокупность СЕ образует портфель бизнесов. Как любое хозяйствующий субъект, СЕ состоит из функциональных подразделений, а ее стратегия должна быть увязана с общей стратегией организации, видением и миссией. Образование стратегических единиц в организации способствует проникновению в другие отрасли, снижает конкурентное давление на организацию, создает возможности для синергитического эффекта, способствует росту потенциала прибыли и повышает шансы организации на успех.