double arrow

Происхождение и развитие идеи глобализма


В конце 1990-х гг. в социологический обиход вошло понятие «глобализация», которое стали использовать не только ученые, но и все, начиная от политиков и заканчивая средствами массовой информации. Это слово несет в себе целую парадигму, включающую понимание происходящих в мире процессов, эпохальных изменений, подсознательно увязываемых с концом века и тысячелетия. Понятие глобализации — это краткое обозначение совокупности сложных процессов, суть которых в том, что они как бы «сжимают» мир во времени и пространстве и делают
условными и проницаемыми все существующие территориальные границы. Глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации. К таким факторам относятся:

¾ электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;

¾ технологические изменения, позволяющие распространять по миру производимую продукцию;

¾ формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.




Социально-психологические процессы, происходящие в мире, позволяют говорить о формировании мировой системы. Сегодня ускоренными темпами идет образование глобальных структур — экономических, политических, социальных, культурных. Ни одна страна на нашей планете
не может считать себя «самодостаточным островом». В политической сфере появилась устойчивая тенденция к формированию интеграционных структур, выполняющих важные международные функции. К ним относятся военно-политические блоки, ООН, ЮНЕСКО, Большая семерка, Европейский парламент, Интерпол, Международный трибунал, ОБСЕ и др.

Все эти международные организации перешагнули границы национальных государств, которые уже не в силах контролировать их деятельность. Существуют проблемы, которые сегодня одно государство или даже группа государств не может самостоятельно решить. Поэтому для решения подобных проблем создаются международные организации.

На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Это мировое сообщество сравнивают с глобальной коммуникационной системой. Поэтому некоторые ученые считают, что для описания этой новой системы подходит образ обществ — сетей, где происходит непрерывный обмен информацией. Благодаря наличию глобальных коммуникационных сетей общества
не изолированы от остальных, а включены в мировую систему. Однако современное глобальное пространство содержит в себе глубинные, еще не проявленные противоречия и опасности.

Нужно помнить, что идея глобализма в своем первоначальном варианте в истории человеческой мысли представляется как идея целостности, единства мира, единства Космоса. Эта идея интеграции, сближения наций и народов, имеет свою историю, свои достижения и, можно сказать, периоды развития, но только сейчас глобалистика оформляется в отдельную самостоятельную отрасль знания, только сегодня в вузах появились специальные учебные курсы по этому направлению и первые учебники.



Первую волну глобальной интеграции мир пережил в конце XIX — начале XX вв. Теория империализма, одним из выдающихся авторов которой был В. И. Ленин, рассматривала такие явления, интернационализация финансового капитала, экономическая экспансия развитых стран Запада на слаборазвитые страны. Можно вспомнить также создание валютных союзов в Европе и Америке, деятельность Социалистического рабочего Интернационала, женских и других организаций, имевших всемирный,
а не локальный или блоковый характер.

В 1950—1960-е гг. получило широкое распространение уже иное
видение глобализма, отражавшее реалии того периода, в котором присутствовали «холодная война» и биполярное восприятие мира. В этом контексте противостояния двух сверхдержав — Советского Союза и США как лидеров двух противоположных миров — возникает теория зависимости, разработанная в Латинской Америке. Она объясняла феномен зависимости ряда стран отсутствием собственного производства, самостоятельных передовых технологий. Зависимый капитал должен был включиться в систему мирового капитализма, чтобы выжить и накопить интеллектуальные, управленческие, технологические и иные предпосылки, чтобы совершенствовать экономическое чудо и освободиться от угнетающей зависимости. Сегодня многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг — развиваются как раз в этом направлении.



В 1960—1980-е гг. прошлого века тема глобальной интеграции и подчинения военно-политического развития хозяйства носила, скорее, теоретический, нежели практический характер. Перспектива глобализации мыслилась в широко известной теории конвергенции (от лат. convergo — сближаюсь, схожусь), видящей в общественном развитии современной эпохи тенденцию к сближению дух социальных систем — капитализма
и социализма с их последующим синтезом в некотором «смешанном обществе», сочетающим положительные черты и свойства каждой из них. Разработчиками этой теории были Дж. Голбрейт, У. Ростоу, Ж. Фурастье и др.

Кроме того, интерес к идее глобального мира был обусловлен сознанием значительной и наиболее передовой частью общества наличия
общечеловеческих проблем, требовавших немедленного разрешения. «Бездны» прогресса заставили человечество переосмыслить свой путь. Демографическая, продовольственная, экономическая, военная, экологическая — все эти проблемы являются планетарными, глобальными. Они могут быть решены только усилиями всех народов и касаются жизни каждого человека. Так возникла наука о глобальных, мировых проблемах, становлению которой способствовала деятельность неофициальной организации — Римского клуба, объединившего десятки ученых, политических и общественных деятелей из множества стран для изучения и оценки долгосрочных последствий существующих глобальных систем.

В 1990-е гг. проблема глобализма приобрела необыкновенную остроту. Ученые пытаются найти ответ на вопрос: «Каким будет глобальный мир XXI века?».

Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследовании. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества. При этом среди ученых, анализирующих глобальную проблематику, гораздо больше единства мнений, чем среди тех, кто изучает процесс формирования единого взаимосвязанного мира. Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как несбалансированный экономический рост; кризис управления; обеспеченность населения Земли водой и продовольствием; рост численности населения; наличие экологических кризисов качественно новой сложности («парниковый эффект», истощение озонового слоя, потепление климата); опасность ядерного конфликта; права человека; охрана здоровья; опасность таких болезней, как СПИД, рак и др.; сдвиги в мировой геополитической ситуации. Ученые, которых можно отнести ко второму направлению, в большинстве своем, отождествляют глобализацию
с вестернизацией. При этом и здесь есть свои различия. Одни ученые считают вестернизацию, т. е. следование путем западной цивилизации, понятие западноевропейской системы ценностей благом. Освящение лучом западной цивилизации других цивилизаций, по их мнению, способствует прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства и т. п. Другие видят
в экспансии Запада «культурный», «информационный» или «демократический» империализм, который ведет к новому варварству, ибо навязывает другим народам свои представления о мире, в том числе идеи индивидуализма и потребительства. Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой. Такое развитие событий может лишить творческого начала локальные самобытные культуры. Именно по этой причине, не только в восточных странах, но и в европейских, появились концепции антиглобализма и неформальные движения, направленные против вестернизации. Феномен девестернизации поддерживается к тому же религиозным фундаментализмом.

Проекты глобального мира противоречивы, их авторы пишут разнообразные сценарии будущего человечества, но у этих сценариев есть и общее. И сторонники, и противники вестернизации говорят о неизбежности этого процесса и видят задачу национальных государств, не входящих
в число развитых, в том, чтобы они не остались окончательно на обочине истории.

Образ современного глобального мира определяется рядом сложившихся условий: вступлением западных стран в период постиндустриализма; снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся как поставщиков сырья благодаря внедрению новых технологий, в несколько раз снижающих потребность в сырье; крахом Советского Союза и социалистических стран и т. д.

Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный тремя постиндустриальными центрами — США, Европейские страны, Япония, — объединяющий меньшую часть человечества. Это самые сильные и могущественные государства. У них передовые и сложные технологии, средства производства, самые качественные товары
и больше всех капиталов.

Государства полупериферии и периферии составляют большую часть человечества. Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это развитые индустриальные страны, экспортирующие также как и постиндустриальные, свои товары, но у них нет богатства, власти и влияния, как у постиндустриальных. Большинство технологических достижений, которыми вооружена национальная промышленность этих стран, заимствованы у высокоиндустриальных стран — стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной экономикой и политикой: Бразилия, Чили, Мексика, Китай и др.

Страны периферии — самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки, являющиеся поставщиками сырья, которое у них не перерабатывается, а экспортируется. Благополучие этих стран зависит от экспорта сырья, а технологии и капитал поступают от западных инвесторов. Демографические процессы характеризуются высоким уровнем рождаемости и высокой детской смертностью. Отсутствие широкого слоя среднего класса, высокий уровень социально-классового расслоения, огромная диспропорция между богатыми и бедными создают социальное напряжение в обществе, порождают дисфункции, конфликты, внутренние перевороты, мятежи и насилия.







Сейчас читают про: