Социальная политика и социальное государство

Социальная политика это деятельность государства или общественных институтов по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп
с интересами человека и долговременными целями общества. Цель социальной политики — регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, достижения социального мира и устойчивого согласия.

Согласование интересов — гораздо более важная цель, чем удовлетворение интересов любой, самой почтенной или самой перспективной социально-возрастной группы. Совершенно очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не забрав, не «отняв» у другой группы населения. Дискуссии о том, какой крен для общей лодки выгоднее, бессмысленны, необходимо искать способ держать ее в равновесии.

Государственную социальную политику можно представить как
баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. В соответствии с этим можно обозначить круг проблем теории социальной политики. К ним относятся, во-первых, социальные условия жизни различных групп, структура социальных условий, границы минимальных и максимальных условий жизни, проблемы человеческих потребностей и структуры условий жизни. Во-вторых, социальная стратификация общества, ее признаки, ресурсное состояние групп и классов, динамика социально-классовых структур. В-третьих, это роль государства в изменении отношений социальных классов к условиям жизни или социально-экономиче-скому положению, правовая оформленность этих отношений, проблемы формы собственности.

Вопросы социальной политики тесно связаны с системой социальной защиты — поддержкой материнства и детства, пожилых и инвалидов,
с проблемами занятости населения, многозначностью и полифункциональностью труда и жизнедеятельности субъектов, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования в сфере занятости.

Государственная политика в сфере занятости осуществляет конституционные права граждан на свободное использование способностей и выбор деятельности. Условия успешной политики занятости включают
эффективность труда, системы переподготовки, развитие рабочих мест, сведение к минимуму рудиментов нерыночных отношений, скрытой безработицы и занятости, достижение определенности статуса занятости, интеграцию службы занятости в общую систему социального регулирования.

Разработка эффективной социальной политики является одной из важнейших задач новой российской власти. От того, как будет решаться эта задача, зависят не только условия жизни простых русских людей, но
и перспективы социального и экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение российского государства. Кроме того, ориентация социальной политики на рыночный тип ее организации выдвигает на первый план задачу специальных исследований, которые ясно определяют роль и место социальной политики в системе государственного управления. К сожалению, следует признать, что
не смотря на имеющиеся достижения и наработанный опыт в сфере социального обслуживания, в настоящее время социальная политика в России, в прикладном ее понимании, на низком уровне реализуется пока еще слабо и не эффективно. Ее процессы управляются часто некомпетентными кадрами специалистов, которые не имеют соответствующей подготовки.

Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как:

1) образовавшийся «разрыв» между поставленными самой жизнью
социальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационного и управленческого плана;

2) противоречия между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению —
с другой;

3) противоречия между органами социальной политики социального центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организацию конкретной предметной работы и реализации социальных программ;

4) противоречия, обусловленные явным несоответствием между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлении социальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности как на федеральном, так и на национально-территориальном
и территориально-административном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: