Социальная политика это деятельность государства или общественных институтов по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп
с интересами человека и долговременными целями общества. Цель социальной политики — регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, достижения социального мира и устойчивого согласия.
Согласование интересов — гораздо более важная цель, чем удовлетворение интересов любой, самой почтенной или самой перспективной социально-возрастной группы. Совершенно очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не забрав, не «отняв» у другой группы населения. Дискуссии о том, какой крен для общей лодки выгоднее, бессмысленны, необходимо искать способ держать ее в равновесии.
Государственную социальную политику можно представить как
баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. В соответствии с этим можно обозначить круг проблем теории социальной политики. К ним относятся, во-первых, социальные условия жизни различных групп, структура социальных условий, границы минимальных и максимальных условий жизни, проблемы человеческих потребностей и структуры условий жизни. Во-вторых, социальная стратификация общества, ее признаки, ресурсное состояние групп и классов, динамика социально-классовых структур. В-третьих, это роль государства в изменении отношений социальных классов к условиям жизни или социально-экономиче-скому положению, правовая оформленность этих отношений, проблемы формы собственности.
|
|
Вопросы социальной политики тесно связаны с системой социальной защиты — поддержкой материнства и детства, пожилых и инвалидов,
с проблемами занятости населения, многозначностью и полифункциональностью труда и жизнедеятельности субъектов, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования в сфере занятости.
Государственная политика в сфере занятости осуществляет конституционные права граждан на свободное использование способностей и выбор деятельности. Условия успешной политики занятости включают
эффективность труда, системы переподготовки, развитие рабочих мест, сведение к минимуму рудиментов нерыночных отношений, скрытой безработицы и занятости, достижение определенности статуса занятости, интеграцию службы занятости в общую систему социального регулирования.
|
|
Разработка эффективной социальной политики является одной из важнейших задач новой российской власти. От того, как будет решаться эта задача, зависят не только условия жизни простых русских людей, но
и перспективы социального и экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение российского государства. Кроме того, ориентация социальной политики на рыночный тип ее организации выдвигает на первый план задачу специальных исследований, которые ясно определяют роль и место социальной политики в системе государственного управления. К сожалению, следует признать, что
не смотря на имеющиеся достижения и наработанный опыт в сфере социального обслуживания, в настоящее время социальная политика в России, в прикладном ее понимании, на низком уровне реализуется пока еще слабо и не эффективно. Ее процессы управляются часто некомпетентными кадрами специалистов, которые не имеют соответствующей подготовки.
Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как:
1) образовавшийся «разрыв» между поставленными самой жизнью
социальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационного и управленческого плана;
2) противоречия между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению —
с другой;
3) противоречия между органами социальной политики социального центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организацию конкретной предметной работы и реализации социальных программ;
4) противоречия, обусловленные явным несоответствием между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлении социальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности как на федеральном, так и на национально-территориальном
и территориально-административном уровне.