Семейная политика и охрана материнства и детства

Современная российская семья, открытая западным влияниям, адаптируясь к социально-экономическим и политическим переменам, претерпевает значительные изменения, которые в сочетании с культурным разнообразием, различными образами и стилями жизни, особенностями взаимодействия с внешним миром обусловили возникновение различных моделей семьи. Постепенный отход от традиционной патриархальной модели семьи заставил многих исследователей и политиков говорить о кризисе семьи и даже об исчезновении семьи как социального института. Анализ российской социальной политики в сфере семьи и детства, проведенный более десятилетия назад, позволил некоторым авторам выдвинуть предположение о наличии в стране «сознательной» политики, направленной на разрушение семьи. Именно этим обусловлен рост внимания к проблемам семьи на политическом уровне, артикуляция необходимости создания
и реализации эффективной социальной политики как на федеральном, так и на региональных уровнях, что в свою очередь обусловило «колоссальный качественный прирост как в фундаментализации науки о семье, так
и в развитии ее прикладной сферы».

На сегодняшний день многие социальные феномены, включая высокий уровень разводимости, внебрачной рождаемости, миграции населения, повышение уровня бедности, изменение представлений о роли женщины обостряют существующие социальные проблемы. Современная статистика фиксирует увеличение числа неполных семей, отсутствие родственной поддержки в старости, ослабление здоровья населения негативно сказываются в первую очередь на положении детей, их здоровье, качестве социализации, что усугубляется слаборазвитой социальной инфраструктурой, системой социальной поддержки. Указанные тенденции заставили многих современных российских исследователей обсуждать идею кризиса семьи.

С нашей же точки зрения, хотя в современном обществе и наблюдается некоторая напряженность в повседневной жизни семьи, нет оснований ставить диагноз кризиса, определяемого как резкий перелом в состоянии феномена или явления к лучшему или худшему. По статистике, в семьях по-прежнему проживает 9/10 всего населения России, однако на смену одним семейным формам приходят иные, с новым укладом жизни. Поиск же альтернативных форм, как показывает практика, не приводит к отмиранию традиционной моногамной семьи.

Закрытость семейной жизни от вмешательства государственных институтов в принципе является препятствием на пути создания эффективной семейной политики. Стремление усилить семью в исполнении традиционных экономических и социализирующих функций — задача современной социальной политики в сфере семьи.

Тип семейной политики определяет характер отношений с семьей,
с действиями, предпринимаемыми субъектами социальной политики в сфере обеспечения наиболее оптимального функционирования семьи. Несовместимость может объясняться в значительной степени конфликтом потребностей, с которыми имеют дело субъекты политики. Социальная политика в сфере здоровья, образования, занятости непосредственным образом влияет на дела семьи и может привести к конфликту между целями каждой из отдельно взятых сфер политики. Например, конфликт между мерами социальной политики в сфере образования и охраны здоровья детей: система образования предлагает все новые и новые услуги, вводя гимназические, лицейские программы обучения, что увеличивает как физическую, так и моральную нагрузку на ребенка. Школьная среда зачастую не соответствует потребностям ребенка: на состояние здоровья детей школьного возраста неблагоприятное воздействие оказывают не только характер организации учебного процесса, его интенсификация, но и неудовлетворительные условия обучения, в том числе низкая температура
в учебных помещениях, плохая вентиляция воздуха, несоответствующий дизайн школьной мебели. В семейной политике, таким образом, должны быть четко разведены подходы к фундаментальным социальным проблемам, применение которых может вызвать также и незапланированные последствия как для семьи в целом, так и для отдельных субъектов. Резкое снижение уровня рождаемости и сокращение населения в современной России заставляют политиков и исследователей фокусироваться на решении демографических проблем.

Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующее трудовые отношения, а также совершенствование выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий
и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жизненных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

К сожалению, данный документ не предполагает механизмов реализации данной меры, должно ли стимулирование рождаемости осуществляться законодательным путем, или же население необходимо уговаривать реализовать свои репродуктивные намерения.

Роль государства по охране детства как альтернатива родительской заботе заключается во вмешательстве в отношения между родителями
и детьми, в предписании определенных правил и норм, связанных с детством, контроль за соблюдением которых осуществляют управления
народного образования, отделы по охране материнства и детства, действующие в системе министерств (департаментов) труда и социального развития, инспекции по соблюдению прав ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних, а также различные негосударственные фонды и общественные организации. Рассматривая, какие меры социальной политики
в сфере охраны детства являются приоритетными, насколько учитывается голос ребенка в принятии того или иного решения, мы получаем картину того, как дети воспринимаются агентами социальной политики, что
в свою очередь, характеризует статус и роль детей в обществе.

Так, в современном обществе, в частности в России, дети не воспринимаются как индивиды, полностью ответственные за самих себя. Проявление детской самостоятельности в различных формах, в том числе их участие в экономике и нелегальная деятельность (детский труд, отказ от образования, участие в военных действиях, бродяжничество, криминальная активность) трактуются миром взрослых в качестве острейших проблем, возникших в результате ослабления социализирующей функции семьи и требующих немедленного вмешательства. Дети рассматриваются как уязвимые и нуждающиеся в защите существа, которых необходимо контролировать, их права признаются в ограниченной степени. Особый статус детства в государстве закреплен законами, которые с течением времени пересматривают свои положения, в зависимости от изменения содержания понятия детства. Необходимо отметить, что важность детства и необходимость заботы о благополучии детей оказались на повестке дня государственного управления с момента признания данного возрастного периода в качестве значимой социальной группы.

Сегодня приоритетным направлением семейной политики, как на
государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи
и обеспечением функционирования семьи в интересах общества, а забота о благополучии ребенка выступает средством оправдания вмешательства государства в дела семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: