Вопросы и задания. 1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «человек», «личность»?

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «человек», «личность»?

2. Что такое личность и каковы условия ее развития? Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую — социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

3. В Индии существует легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба по-арабски и т. д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что национальная их принадлежность в этом смысле не имеет никакого значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Через 7 лет комнату открыли, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны. Почему так произошло? Аргументируйте свой ответ.

4. Назовите основные социально-психологические типы личности, существующие в России. Что такое социальная роль, и какие существуют ролевые концепции личности?

5. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объяснить?

6. Проведите собственное исследование на тему «Влияние опыта социализации на воспитание детей». Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания и поощрения к ним применялись, чему
и как их учили родители. Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегали, воспитывая вас. Передается ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются?

7. Как известно, пионер Павлик Морозов донес в органы НКВД на своего отца за то, что тот помогал ссыльным кулацким семьям. Как вы считаете, является ли девиантным поведение отца? Сына? Почему?

8. Как, по вашему мнению, трансформировался процесс первичной социализации в последнее время? Какие факторы сыграли положительную роль, а какие — отрицательную?

9. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализации взрослого человека)? Дайте определение социализации, десоциализации, ресоциализации. Перечислите признаки ресоциализации в экстремальных условиях.

10. Что такое социальный контроль? Какие виды социальных санкций вам известны?

11. Как, по-вашему, возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль? Обоснуйте свое мнение.

12. Какое поведение называют девиантным? Покажите на примерах относительность девиаций. Какое поведение студента, по вашему мнению, считалось бы девиантным? Преподавателя?

13. Какие позитивные функции в обществе выполняет девиация? Охарактеризуйте известные вам теории девиантности.

14. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Попытайтесь проанализировать ее, применяя понятие девиантного поведения.

15. Проанализируйте содержание телерекламы, размещаемой на основных каналах. Считаете ли вы рекламу средством социального контроля? Почему? Благодаря чему реклама выполняет эту функцию? Обоснуйте ответ.

16. Является ли неполная российская семья девиацией? Почему? Является ли проституция девиантным поведением? Почему? Аргументируйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: