Девиантное поведение

Усвоение социальных норм — основа социализации. Социальное
поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное или недопустимое, называется девиантным (отклоняющимся)поведением,а серьезное нарушение закона, ведущее за собой уголовное наказание называется делинквентным (асоциальным) поведением.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теорий ролей, ввел понятие модальной и нормативной личности.

Нормативная личность — это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — более распространенный вид отклоняющихся от идеала вариантов личности. Чем не стабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах на поведение все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.

Характерная черта девиантного поведениякультурный релятивизм (относительность). В первобытный период, а у некоторых примитивных племен еще и сегодня, каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками). Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ и эпох, но и также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — девиация с позиции верующего человека, но норма с позиции неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя (Колька или Никитка) — норма общения в низших слоях — считалась у дворян девиацией.

Подобные примеры можно привести и для современного общества. Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время за ним следует наказание. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, а в других станах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны
и не могут рассматриваться в отрыве от конкретной культуры.

В СССР в 1960—1970-е гг. школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в их прическе подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растления. В конце 1980-х гг. наше общество изменилось, и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Таким образом, можно сделать вывод: девиация относительна: а) исторической эпохе; б) культуре общества.

Борьба с девиацией часто перерастает в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. В большинстве обществ контроль за девиантным поведением несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются.

Хотя большинство людей большую часть времени ведут себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно послушными, т. е. социальными конформистами.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Алкоголизм — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально
выполнять социальные роли.

Наркоман — преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни — девиация. Но убийство другого человека — преступление. Вывод: девиантность и делинквентность — две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма — относительна и малозначительна, вторая — абсолютная и значительная. Девиантность нельзя путать с разнообразием. Самой опасной и податливой к девиации группой является молодежь.

Социальные следствия девиантного поведения на первый взгляд должны казаться абсолютно негативными. И действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования своего социального организма, все же постоянные и широко распространенные девиации могут нарушать или даже подорвать организованную социальную жизнь. Если значительное число индивидов одновременно не смогут соответствовать социальным ожиданиям, пострадать может вся система общества, все его институты. К примеру, в современном российском обществе все больше родителей, отказывающихся от воспитания своих детей, и, соответственно, все больше детей остаются без родительской опеки. Прямая связь этого явления с социальной дестабилизацией и ростом преступности очевидна. Девиантное поведение масс военнослужащих в воинских частях проявляется в дедовщине и дезертирстве, и это означает серьезную угрозу стабильности в армии. Наконец, девиантное поведение какой-то части членов общества деморализует остальных и дискредитирует в их глазах существующую систему ценностей. Так, ненаказуемая в массовых масштабах коррупция чиновников, милицейский произвол и другие негативные явления жизни общества лишают людей надежды на то, что честный труд и «игра по правилам» будут социально вознаграждены, и подталкивают их тоже к девиациям.

Таким образом, девиации заразительны. И общество, относясь к ним внимательно, имеет возможность извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

Во-первых, выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствует укреплению социальной конформности — готовности подчиняться нормам — большинства остального населения. Социолог Э. Сагарин отмечает: «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающий следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей… Высказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или господствующая группа может укрепить представления о том, что хорошо и правильно, и тем самым создать общество индивидов, более лояльное по отношению к принятой идеологии и нормам поведения»[7].

Во-вторых, осуждение девиации позволяет обществу контрастнее увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, согласно
К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведение, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо. Когда-то виновных в преступлениях подвергали публичному наказанию. В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процессы и приговоры.

В-третьих, подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство. Облегчается групповая идентификация. Так, поиски «врага народа» служили хорошим средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

В четвертых, возникновение и тем более широкое распространение
в обществе девиаций свидетельствует о том, что социальная система функционирует неправильно. Рост преступности свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни большинства населения, слишком неравномерно происходит распространение материальных благ. Наличие большого числа девиаций говорит
о назревшей необходимости социальных изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: