Общественное мнение

Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;

2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Общественное мнение создается через межличностное общение
и средства массовой коммуникации. С процессами становления общественного мнения связаны и экономические, и духовные, и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей выражается через оценки, умонастроения и суждения.

В результате складывается общественное мнение, в котором отражаются содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают
в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов, внутренне присущих самой природе этого мнения.

Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть и надежда, но
и рационально обоснованная позиция его субъекта.

Таким образом, общественное мнение как публично выраженное
и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений. Любая социальная группа — это совокупность людей, весьма сильно различающихся по уровню культуры, жизненному опыту и ряду других положений, следовательно, их суждения по предмету мнения не могут не расходиться.

Слухи, которые являются объективным атрибутом межличностной коммуникации, могут влиять на общественное мнение. Как мы говорили выше основной причиной зарождения слухов принято считать дефицит информации об интересующих людей событиях. Но к причинам возникновения слухов, как показывают современные исследования, могут также относиться низкий уровень удовлетворения жизненных потребностей людей, конфликты в различных сферах общественной жизни. Важную роль в возникновении слухов играют низкая культура и образованность людей, укоренившиеся ложные установки, предрассудки. Побудительным импульсом их возникновения служит недостаток информации.

Процесс формирования общественного мнения под влиянием слухов не отличается четкой последовательностью, ему присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся
в этом случае общественное мнение существует относительно недолго, поскольку оно или опровергается компетентным мнением, или, не имея под собой почвы, затухает. Часто в силу новой более точной или опровергающей информации возникшее общественное мнение начинает претерпевать качественные изменения.

Общественное мнение под воздействием слухов может принимать
не столько форму обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Здесь проявляется не только особенность слухов быстро распространять ту информацию, которая отвечает представлениям
и настроениям многих людей, но и то, что слухи обычно выражают обсуждаемое явление в привлекательной и очень доступной форме. Подобные слухи молниеносно распространяются и способствуют быстрому формированию оценки события, а также поведенческой реакции людей, доминирующим механизмом которой выступает общественное мнение.

Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слуха оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как страх, жалость, ненависть и т. д. Подобное общественное мнение быстротечно и противоречиво.

Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Это она помогает выбрать позиции, заставляя принимать одни решения и отвергать другие, поддерживать одних людей и отвергать других. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения.

В настоящее время общественное мнение занимает незавидное положение — положение разменной монеты. Опросы общественного мнения носят коммерческий характер и являются прямым или косвенным манипулированием. Общественное мнение подвержено манипулированию
в силу того, что складывается не только сознательно, но и подсознательно, включая в свое содержание, как суждения здравого смысла, так
и предрассудки, мифы. Для него могут быть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость.

Средства массовой информации — пресса, телевидение, радио — объединяют людей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Массовое общество свело на нет личные взаимодействия и «заменяет их спектаклем фиктивных полемик и иллюзий единства мнений». Так пишет известный французский ученый в области социальной психологии
С. Московичи в своей знаменитой работе «Век толпы». Средства массовой информации проникли в каждый дом и превратили каждого человека в члены новой массы. Миллионы людей составляют часть толпы нового типа, оставаясь при этом у себя дома перед экраном телевизора или читая газету. Мнение, формируемое подобным образом, будет выступать
не мнением большинства, а мнением некой новой массы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основным средством формирования общественного мнения, которое создается, используется в угоду социального заказчика. При этом зритель или читатель
не может ни возразить, ни узнать, как много людей разделяют его мнение. Потребность же в средствах коммуникации подобна наркотической зависимости.

Таким образом, можно отметить, что становление общественного мнения является очень сложным процессом. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы, обусловливающие содержание и направленность формирования общественного мнения. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие
в обществе. Кроме того, на формирование и динамику общественного мнения влияют экономические, политические, правовые, нравственные
и другие условия. Следовательно, общественное мнение есть не только одно из самых сложных и своеобразных социальных явлений, но и важнейший фактор функционирования общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: