Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.
Курс носит теоретический характер и излагается в проблемном ключе. При изложении проблем, внимание студентов акцентируется на дискуссионности некоторых понятий и концепций социологии и психологии.
Успешное изучение данного курса обеспечивается целым рядом предшествующих дисциплин: «Социальная психология», «Социальная философия», «Культурология», «История социологии», «Методика и техника социологического исследования», «Психология и педагогика» и др.
Данная дисциплина является теоретической основой для ряда специализированных дисциплин социологической направленности (учебно-исследовательская работа, социально-психологическая диагностика, психологическое консультирование, и т.д.), конкретизирует и уточняет социальные процессы и закономерности, выделяемые в целом ряде психологических, философских и социологических дисциплин («Социальная антропология», «Социология труда и экономическая социология», «Анализ данных в социологии», «Социальная экология», «Основы менеджмента», «Социология образования», «Этносоциология» и т.д.).
2. Содержание дисциплины «Социология личности»
№ п/п | Название раздела и темы | Всего часов | В том числе | |
Лекции | Семинары | |||
Раздел I. Общество и личность – предметное поле социологии | - | |||
1. | Введение в проблематику курса | - | ||
Раздел II. Концепции личности | ||||
2. | Личность как мера эволюции общества | |||
3. | Теории личности в социологии и психологии | |||
Раздел III. Структура и типология личности | ||||
4. | Структура и типология личности в социологии, философии и психологии. | |||
5. | Личность и фундаментальные ценности общества, социальное взаимодействие | |||
Раздел IV. Социализация личности | ||||
6. | Представление о социализации личности в психологии и социологии | |||
7. | Гармоничное развитие личности | |||
Раздел V. Социологическое исследование личности | ||||
8. | Особенности и основные направления исследования личности в социологии | |||
Всего: |
2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах
лекционных занятий (общий объем – 17 часов)
№ | Раздел, тема учебного курса, содержание лекции | Кол-во часов |
Раздел I. Общество и личность – предметное поле социологии | ||
1. | Тема1. Введение в проблематику курса.Человек как микрокосм. Основные стороны человеческого существа – природная (анатомия, физиология), духовная (сознание, воля, нравственность, эмоции, интеллект), социальная (речь, труд). Категории человек – индивид – личность – индивидуальность. Парные категории: индивид – популяция, человек – человечество, личность – общество. Многозначность употребления понятия «личность» в философии, социологии и психологии. Личность и общество: специфика изучения личности в социологии. | |
Раздел II. Концепции личности | ||
2. | Тема 2. Личность как мера эволюции общества. Общественное развитие и социологическая проблематика личности. Примеры теоретически возможного конструирования личности. Биологизаторские и социологизаторские направления в развитии теории личности. | |
3. | Тема 3. Теории личности в социологии и психологии. Теории личности в социальной психологии: психоаналитические, бихевиористические, экзистенциональные и диспозициональные подходы. Теории личности в социологии: эволюционный функционализм, интеракционизм, культуроцентристские теории, ролевая концепция личности, структурный функционализм, сетевые теории. | |
Раздел III. Структура и типология личности | ||
4. | Тема 4. Структура и типология личности в социологии, философии и психологии. Социологические, психологические и философские концепции структуры личности. Основания для типологии и основные социологические типы личности. | |
5. | Тема 5. Личность и фундаментальные ценности общества, социальное взаимодействие. Социальный статус и роли личности. Понятие ценность. Эмпирический и теоретический подходы к выявлению основных групп социальных ценностей. Социальная норма и девиация. Теории девиации (Э.Дюркгейм, Р.Мертон), основные формы девиации. Социальный контроль. | |
Раздел IV. Социализация личности | ||
6. | Тема 6. Представление о социализации личности в психологии и социологии. Понятие и содержание процесса социализации личности. Основные факторы, условия, агенты и этапы социализации. Социализация, ресоциализация и десоциализация. | |
7. | Тема 7. Гармоничное развитие личности. Понятие гармонично развитой личности. Особенности социализации личности в современном российском обществе. Проблема свободы личности. Самореализация личности. | |
Раздел V Социологическое исследование личности | ||
8. | Тема 8. Особенности и основные направления исследования личности в социологии. Методология, методы, методики и процедуры социологических исследований личности в различных парадигмах социологического знания. |
2.2.Практические (семинарские) занятия,
их наименование, содержание и объем в часах
№ занятия | Наименование темы. Практические занятия. | Раздел, тема дисциплины | Объем часов |
1. | Личность как мера эволюции общества. Теории личности как описание единичных или комплексных характеристик человека. Примеры теоретически возможного конструирования личности. Философские, социологические. Социально-психологические концепции. | Раздел I I. Тема 2. | |
2. | Теории личности в социологии и психологии. Психологические теории личности: психоаналитические (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Салливан и др.), бихевиористические (Б.Скиннер, Дж.Доллард, А.Бандура и др.), экзистенциональные (К.Роджерс, А.Маслоу, К.Левин и др.), диспозициональные (Г.Оллпорт, Дж.Келли и др.). Социологические теории личности: эволюционный функционализм (Л.Гумплович, А.Гобино, Ш.Эйзенштадт и др.), интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид, Р.Мертон, Р.Дарендорф и др.), ролевая концепция личности в отечественной социологии (И.С.Кон, В.А.Ядов). | Раздел I I. Тема 3. | |
3. | Структура и типология личности в социологии, философии и психологии. Социологические, философские и социально-психологические структуры личности. Специфика изучения структуры личности с позиции философии, социологии и психологии. | Раздел I I I. Тема 4. | |
4. | Личность и фундаментальные ценности общества, социальное взаимодействие. Регуляция и саморегуляция. Самореализация и свобода личности. Проблема высших человеческих ценностей и их иерархии. Основные проблемы человечества: возможные способы их решения. | Раздел I I I. Тема 5. | |
5. | Представление о социализации личности в психологии и социологии. Содержание, агенты, этапы, структура социализации. Концепции социализации. Связь между процессом социализации и типом общества. | Раздел IV. Тема 6. | |
6. | Гармоничное развитие личности. Особенности социализации личности в современном российском обществе. | Раздел IV. Тема 7. | |
7. | Особенности и основные направления исследования личности в социологии. Полипарадигмальность социологического знания и проблема личности. Конструирование исследовательских программ изучения личности. | Раздел V. Тема 8. |
2.3. Самостоятельная работа студентов (32 часа)
Основной целью самостоятельной работы студентов является освоение и закрепление навыков своей будущей профессиональной научно-исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов также включает с себя:
а) Самостоятельное изучение теоретического материала с привлечением дополнительных источников (см. распределение по темам ниже) – 10 часов;
Форма контроля – конспекты монографий и статей, собеседование с преподавателем.
б) Углубленную проработку лекционного материала (см. распределение по темам ниже) – 10 часов;
Форма контроля – конспекты монографий и статей, тексты докладов.
в) работа с классическими текстами монографий и статей ведущих отечественных и зарубежных социологов и социальных психологов, чтение и конспектирование (см. распределение по темам ниже) – 12 часов;
Форма контроля - конспекты монографий и статей, рефераты.
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
Разделы и темы рабочей программы | Перечень заданий и вопросов для самостоятельного изучения | Кол-во часов |
Раздел I. Тема 1. | 1. Человек как многомерное явление, соотношение его сторон в жизни: а) природная сторона человека; б) духовная сторона человека; в) социальная сторона человека. 2. Человек, как структурная единица и его суммарные проявления: а) человек – человечество; б) индивид – популяция; в) личность – общество. 3. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность» в: а) философии; б) психологии; в) социологии. 4. Предмет социологии личности. | |
Раздел II. Тема 2. | 1. Связь между типом общества и типом личности. Рассмотрите основные типы общества и тип личности, который характерен для каждого типа общества. 2. Сущность и назначение конструирования теорий личности, для научной мысли. 3. Концепции личности в: а) философии; б) психологии; в) социологии. | |
Раздел II. Тема 3. | 1. Социологические теории личности. 2. Психологические и социально-психологические теории личности. 3. Выделите особенности социологических, психологических и социально-психологических теорий личности. | |
Раздел III. Тема 4. | 1. Структура личности в контексте социологии. 2. Социологическая типология личности. 3. Современное состояние типологизации личности в социологии. | |
Раздел III. Тема 5. | 1.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевой набор, ролевой конфликт и ролевая напряжённость. 2.Связь между социальными ценностями и ценностными ориентациями личности. 3.Теории девиации. Классификация девиантного поведения в социологии. 4.Проблема социального контроля в разных типах общества. | |
Раздел IV. Тема 6. | 1.Зависимость между типом общества и типом социализации человека. 2.Особенности социализации личности в современном обществе. 3.Роль культуры, СМИ в социализации личности. 4.Особенности процессов социализации, ресоциализации и десоциализации. | |
Раздел IV. Тема 7. | 1. Гармонично развитая личность как этап развития общества. 2. Соотношение свободы и ответственности личности. 3. Факторы, влияющие на самореализацию личности. | |
Раздел V. Тема 8. | 1. Социологический подход к исследованию личности. 2. Достоинства и недостатки качественных и количественных методов в изучении личности. 3. Роль социологических исследований личности для макросоциологических теорий. |
3. Учебно-методические материалы