- Социология личности: предмет, место и функции дисциплины в социальном знании.
- Понятие «личность» в системе социального знания. Социологическая специфика изучения личности.
- Личность и общество – противостоят друг другу или взаимодополняют? Объясните и докажите.
- Концепции личности в социальном знании. Проблемы конструирования теории личности. Назначение концепций и теорий личности в социологии.
- Социологические теории личности. Их сравнительные характеристики.
- Основные различия между социологическими и психологическими теориями личности.
- Современные социологические типологии личности.
- Структура личности.
- Фундаментальные ценности общества. Возможные подходы к их выявлению.
- Основные группы социальных ценностей. Взаимосвязь фундаментальных ценностей общества и ценностных ориентаций личности.
- Социальный статус и социальная роль личности. «Ролевой конфликт», «ролевая напряжённость» и «ролевая неопределённость».
- Девиация: основные теории, основные формы девиации.
- Социальная норма, девиация, социальный контроль.
- Девиантные формы поведения и проблемы социального контроля в разных типах общества.
- Девиантные формы поведения личности, связь с развитием общества (влияние общества на поведение личности и влияние поведения личности на развитие общества).
- Маргинальная личность, её характеристика и условия формирования. Проблема маргинализации современного общества.
- Социализация: основные факторы, агенты, условия и этапы.
- Социализация, ресоциализация, десоциализация. Их соотношение в разных типах общества.
- Ресоциализация и десоциализация. Их соотношение и значение в жизни индивида и общества в эпоху перемен.
- Соотношение социализации и социальной адаптации личности. «Референтная группа» и её роль в жизни человека.
- Возникновение понятия «гармоничная личность». Значение гармоничного развития личности для современного типа общества.
- Социальный контроль и проблема свободы личности. Их соотношение, степень актуальности в разных типах личности.
- Самореализация личности, необходимые условия возникновения и реализации.. Её значение для дальнейшего развития общества.
- Методы и методики социологического исследования личности.
- Основные методы изучения личности. Особенности социологического исследования личности.
- Качественные методы в социологическом изучении личности: их достоинства и недостатки.
- Количественные методы в социологическом изучении личности: их достоинства и недостатки.
- Качественные и количественные методы изучения личности. Особенности их применения в социологии личности.
- Значение изучения личности для макросоциологических теорий.
Литература основная
|
|
1. Артемьев А.И. Социология личности. – М., 2001. – 252с.
|
|
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М, 2001. 300с.
3. Смирнов П.И. Социология личности. - СПб., 2001. – 300с.
Дополнительная литература
1. Абульханова КА, Березина Т.Н. Время личности и время науки. СПб., 2001. – 300с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект – Пресс, 2005. – 375 с.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. – 323с.
4. Кряжев П.Е. Социологические проблемы личности. Лекции по спецкурсу. Московский областной педагогический институт. – М., 1971. – 167 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.- 606 с., 2000. – 606 с.
6. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001. – 336 с
Приложение к рабочей программе