double arrow

Вопросы к зачёту по социологии личности


  1. Социология личности: предмет, место и функции дисциплины в социальном знании.
  2. Понятие «личность» в системе социального знания. Социологическая специфика изучения личности.
  3. Личность и общество – противостоят друг другу или взаимодополняют? Объясните и докажите.
  4. Концепции личности в социальном знании. Проблемы конструирования теории личности. Назначение концепций и теорий личности в социологии.
  5. Социологические теории личности. Их сравнительные характеристики.
  6. Основные различия между социологическими и психологическими теориями личности.
  7. Современные социологические типологии личности.
  8. Структура личности.
  9. Фундаментальные ценности общества. Возможные подходы к их выявлению.
  10. Основные группы социальных ценностей. Взаимосвязь фундаментальных ценностей общества и ценностных ориентаций личности.
  11. Социальный статус и социальная роль личности. «Ролевой конфликт», «ролевая напряжённость» и «ролевая неопределённость».
  12. Девиация: основные теории, основные формы девиации.
  13. Социальная норма, девиация, социальный контроль.
  14. Девиантные формы поведения и проблемы социального контроля в разных типах общества.
  15. Девиантные формы поведения личности, связь с развитием общества (влияние общества на поведение личности и влияние поведения личности на развитие общества).
  16. Маргинальная личность, её характеристика и условия формирования. Проблема маргинализации современного общества.
  17. Социализация: основные факторы, агенты, условия и этапы.
  18. Социализация, ресоциализация, десоциализация. Их соотношение в разных типах общества.
  19. Ресоциализация и десоциализация. Их соотношение и значение в жизни индивида и общества в эпоху перемен.
  20. Соотношение социализации и социальной адаптации личности. «Референтная группа» и её роль в жизни человека.
  21. Возникновение понятия «гармоничная личность». Значение гармоничного развития личности для современного типа общества.
  22. Социальный контроль и проблема свободы личности. Их соотношение, степень актуальности в разных типах личности.
  23. Самореализация личности, необходимые условия возникновения и реализации.. Её значение для дальнейшего развития общества.
  24. Методы и методики социологического исследования личности.
  25. Основные методы изучения личности. Особенности социологического исследования личности.
  26. Качественные методы в социологическом изучении личности: их достоинства и недостатки.
  27. Количественные методы в социологическом изучении личности: их достоинства и недостатки.
  28. Качественные и количественные методы изучения личности. Особенности их применения в социологии личности.
  29. Значение изучения личности для макросоциологических теорий.




Литература основная



1. Артемьев А.И. Социология личности. – М., 2001. – 252с.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М, 2001. 300с.

3. Смирнов П.И. Социология личности. - СПб., 2001. – 300с.

Дополнительная литература

1. Абульханова КА, Березина Т.Н. Время личности и время науки. СПб., 2001. – 300с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект – Пресс, 2005. – 375 с.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. – 323с.

4. Кряжев П.Е. Социологические проблемы личности. Лекции по спецкурсу. Московский областной педагогический институт. – М., 1971. – 167 с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.- 606 с., 2000. – 606 с.

6. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001. – 336 с

Приложение к рабочей программе







Сейчас читают про: