Ш.А. Амонашвили

ТУЛА 2013 год

Программа утверждена

Координационным советом

ГДОД «Юная Тула»

«___» ___________ 2013 г.

Председатель ГДОД «Юная Тула»

______________Г.А.Маслова

Составители:

  1. Алексеенко М.Л.- заместитель директора по воспитательной работе МОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества».
  2. Бузина Л.В. – заведующая отделом развития детского общественного движения МОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества».
  3. Маслова Г.А. – педагог – организатор МОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», Председатель ГДОД «Юная Тула».
  4. Белоусова Г.Н. – методист отдела развития детского общественного движения МОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», председатель ДОО «Преображение» Центрального района города Тулы.

Соавторы:

  1. Каверина О.В. – Председатель ДОО «СМИД» Зареченского района города Тулы.
  2. Зарниченко Н.В. – Председатель ДОО «Дети России» Пролетарского района города Тулы.

Общие положения

Надо видеть себя в детях,

Чтобы помочь им стать взрослыми,

Надо принимать их как повторение своего детства,

Чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,

Жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но самым значимым фактором, вечной областью человеческой деятельности остается воспитание.

Что же такое воспитание?

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование. Воспитание – это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей», описывая тех, кого уважал и кем восхищался, справедливо отмечал, что «восхищения достойны прежде всего почва, их взрастившая». Далеко не достаточно просто подарить человеку жизнь, необходимо ещё научить его пользоваться этим бесценным даром. Прежде чем стать полноправным членом общества, каждый человек проходит длительный путь подготовки, самосовершенствования.

Воспитание сегодня уже не может рассматриваться как дополнение, довесок к обучению. Воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Этот процесс требует усилий людей, направленных на создание материальных возможностей, объективных социальных условий и реализацию новых возможностей для духовно – нравственного совершенствования человека. Для этого необходима организация систематического, базирующегося на знании и учёте объективных закономерностей развития личности, процесса воспитания. Он служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

В новых условиях возрождение детских добровольных общественных организаций, к которым тяготеют дети, является наилучшим вариантом. Детская организация представляет собой важный фактор воздействия на ребёнка. С одной стороны создаёт условия для удовлетворения целей, интересов и потребностей детей, с другой стороны, проводит отбор внутренних возможностей личности путём самоограничения и коллективного выбора, равнения на общественные нормы и ценности, принятые в социуме. Детская организация отстаивает и охраняет права, достоинство и уникальность каждого ребёнка.

Программа нацелена на создание такой благожелательной атмосферы, где царило бы тепло и искреннее отношение к детям, уважение личности ребёнка и понимание его проблем.

Модель выпускника находит отражение в формуле В.А. Сухомлинского:

«Это семьянин, труженик, гражданин, ценитель и творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни». Честь, долг, дисциплина, самоотверженность – вот качества настоящего патриота, востребованность которых сегодня как никогда велика.

Дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении. Сегодня, когда у школьников есть выбор, наиболее привлекательными для них являются объединения, где они не только чувствуют себя социально, психологически защищенными, но и имеют условия для духовного и физического развития и самореализации. Детские объединения выполняют и педагогические функции: развивающую - обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, ориентационную - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных ценностей, комплектаторскую - создание условий для реализации возможностей ребенка, для устранения дефицита общения и соучастия. Все, кто проплывают через бухты детства, отрочества и юности, готовятся вступить в открытый океан жизни. Однако в этих бухтах бывают бури и штормы, проносятся цунами, поэтому пребывание в них далеко не безмятежно. И чем быстрее человек научится ориентироваться в бухтах, тем проще ему будет в открытом океане жизни. Готовиться надо не только к тому, чтобы выжить. Надо открывать новые земли, готовиться преобразовывать общество. При этом каждый должен внести свой вклад в прокладывание нового курса корабля, который носит имя Родина.

Детские общественные организации можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. Одновременно детские объединения должны быть объединениями самих детей, создаваемых при их активном участии, по их инициативе, или инициативе взрослых, которые востребованы определенной группой детей.

Детская общественная организация – реальность повседневной жизни ребенка. Эта реальность не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее ребенка “здесь и сейчас”. Эта реальность – “зона личной досягаемости”, “мир”, в котором живет ребенок, действует, руководствуясь, прежде всего, прагматическими мотивами. Именно как реальность повседневности детское общественное объединение позволяет детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами, а, следовательно, адекватно действовать. Пространство детской организации становится действенным средством первичной социализации личности, помогает ребенку овладеть “базисным” окружающим миром, делает его для ребенка близким, “домашним”, частью его повседневной жизни.

Детские общественные объединения третьего тысячелетия законодательно признаны государством в качестве субъекта деятельности и партнера в реализации идей государственной молодёжной политики.

Программы деятельности современных детских общественных объединений строятся с учетом интересов детей и подростков, основываясь на их инициативе и общественной активности.

Участие в работе детских общественных организаций и объединений значительно расширяют опыт, знания и умения растущего гражданина,

помогают ему выстраивать социальные отношения, реализовывать свой лидерский и творческий потенциал.

Лидер детского общественного движения – это личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе.

18 мая 2012 года Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин встретился в представителями детских общественных объединений. Он отметил, что в России тысячи детских общественных организаций, довольно разнообразна палитра их деятельности. В их функции входит не только организация досуга и отдыха, но и воспитание и развитие школьников. По его словам, в работе с детьми акцент должен быть сделан на воспитание патриотических чувств, базовых ценностей, на культурной и просветительской деятельности.

«Задача государства – не руководить детскими организациями, а поддерживать и помогать» - сказал Сергей Нарышкин.

Этим целям служит и новый документ, созданный в интересах детей – «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 года № 761, в качестве одной из приоритетных задач определено преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, и создание правовой основы в детском общественном движении. При этом, подчеркивается, что особая роль в реализации Национальной стратегии принадлежит самим детям, детским общественным объединениям.

7 декабря 2012 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Состояние детского движения в России и перспективы его развития».

Это были первые парламентские слушания, на которых, помимо таких известных деятелей в области детского общественного движения, как

Волохов Алексей Васильевич, председатель Международного союза детских общественных объединений СПО – ФДО, доктор педагогический наук;

Трухачева Тамара Викторовна, вице-президент Ассоциации исследователей детского движения, кандидат педагогических наук,

Мизулина Елена Борисовна, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, присутствовали и дети.

Это лидеры ДОО Республики Коми, Костромской, Курской, Орловской, Липецкой областей, г. Москвы и Санкт – Петербурга.

Участие детей в рамках парламентского мероприятия ставит своей целью создание практики открытого диалога детей с депутатами Государственной Думы, государственными и общественными деятелями по вопросам, затрагивающим их интересы. Состоялся прямой диалог законодателей и детей - активистов общественных детских организаций. Юные участники слушаний приняли в ходе разговора обращение.

ОБРАЩЕНИЕ подростков – участников Парламентских слушаний к сверстникам, участникам детских общественных объединений, депутатам Государственной Думы, лидерам государства и представителям гражданского общества

«Мы – дети 21 века. Дети новой России.

Мы – активисты детских общественных объединений.

Мы - дети острейшего социального расслоения, дети бедных и богатых.

Мы – юное поколение, которое не равнодушно к судьбе нашей страны.

Мы – дети социальных сетей.

Мы поддерживаем принятую Президентом Национальную стратегию действий в интересах детей и искренне хотим участвовать в ее реализации.

От лица наших сверстников мы обращаемся к Вам с открытым письмом для того, чтобы наши идеи были услышаны и реализованы.

Наше участие в парламентских слушаниях уже говорит о том, что мнение детей вам не безразлично.

Мы «за» развитие и популяризацию детского движения в России. Однако в наше время многие не хотят вступать в общественные организации, считая, что это не нужно и не интересно. Для этого необходим общий стимул, который будет способствовать пополнению наших рядов.

Мы «за» признание выбора молодого человека участвовать в детском движении серьезным гражданским поступком, который требует уважения и понимания со стороны старшего поколения. Участие в общественной жизни расширяет социальный опыт и помогает определить дальнейший путь молодого человека.

Мы «за» то, чтобы опыт общественной деятельности учитывался при поступлении в учебные заведения и приеме на работу на соответствующие специальности.

Мы «за» проведение первого всероссийского форума «Дети России» в мае 2013 года.

Мы «за» разнообразные федеральные средства массовой информации, освещающие жизнь детских организаций и пропагандирующие их деятельность:

· мы готовы писать статьи и сценарии;

· снимать ролики социальной рекламы и короткометражные фильмы;

· вести выпуски молодежных новостей и ток-шоу.

Мы «за» создание органов детского самоуправления на разных уровнях.

Мы «за» сохранение практики парламентских слушаний с участием детей, участников детских общественных объединений.

Мы «за» дружественные контакты со своими ровесниками из Союза независимых государств и зарубежных стран.

Мы считаем необходимым принятие «Закона о детских общественных объединениях».

Мы не просто молодые люди, мы - граждане России.

Мы не расходы, мы – инвестиции. Наше общее завтра начинается сегодня».

13 ноября 2012 года Городское детское общественное движение «Юная Тула» отметило свое 15-летие. Движение, продолжая лучшие традиции коммунарства, пионерского периода, объединяет, координирует и направляет деятельность детских общественных организаций районов города, филиалов региональных отделений общероссийских, Всероссийских и Межрегиональных общественных организаций.

Городское детское общественное движение «Юная Тула» строит свою работу на основании утвержденного Устава, федеральных и локальных документов, настоящей Программы деятельности.

Городское детское общественное движение «Юная Тула» строит свою работу согласно плану деятельности, который утверждается на один учебный год. План составляется на основе предложений организаций и объединений – участников ГДОД «Юная Тула»; анализа проведенных мероприятий за прошедший учебный год совместно с Координационным Советом ГДОД «Юная Тула», штабом лидеров, городским комиссарским отрядом «Компас» и с учетом новых педагогических технологий и предложений вышестоящих учреждений – Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию РФ, Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ, Федерального агентства по делам молодёжи РФ, Департамента образования Тульской области, Управления образования администрации города Тулы, Департамента Тульской области по спорту, туризму и молодёжной политике.

Девиз Движения – «Тула – наш дом, мы хозяева в нём!».

ГДОД «Юная Тула» имеет свой гимн, который традиционно исполняется на мероприятиях, проводимым Движением.

Городское детское общественное движение «Юная Тула» может иметь профильный лагерь актива, который способствует саморазвитию каждого участника смены, реализации его творческих, коммуникативных, организаторских способностей, несет в себе позитивный заряд летнего отдыха и оздоровления детей.

Смены актива - это центральное звено городской системы поддержки детских организаций г. Тулы; это образовательный компонент, решающий проблему подготовки потенциальных лидеров детских общественных объединений города.

Программа деятельности рассчитана на детей и подростков от 8 до 18 лет, согласно Уставу ГДОД «Юная Тула».

Срок реализации Программы деятельности рассчитан на пять лет и охватывает период с 2013 по 2017 годы.

Каждый учебный год посвящен какому-либо историческому событию:

2013 – 2014 учебный год – «Олимпийский», посвящен XXII зимним Олимпийским играм в городе Сочи 2014;

2014 – 2015 учебный год – «Героический», посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов;

2015 – 2016 учебный год – «Тульский», посвящен 870-летию основания города Тулы;

2016 – 2017 учебный год - «Юбилейный», посвящен 20-летию ГДОД «Юная Тула».

План деятельности Программы принимается ежегодно и рассчитан на один учебный год.

Концептуальные основы деятельности

Теоретической основой педагогической концепции стало педагогическое наследие В. А. Сухомлинского и И.П. Иванова.

Социализацию личности ребёнка рассматриваем с позиции В. А. Сухомлинского. В работе «Методика воспитания коллектива» он писал: «Процесс социализации является одной из важнейших предпосылок формирования воспитательной силы коллектива. А правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможна лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интересами других людей».

В основе реализации программы лежит методика коллективно – творческой деятельности по И.П. Иванову - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, в планировании и анализе которой участвуют все члены коллектива, имеющая характер коллективного творчества, направленного на пользу и радость далёким и близким людям.

Именно КТД является наиболее эффективной формой работы для сплочения коллектива детского объединения и формирования у его участников чувства ответственности друг за друга. Дети не могут быть только исполнителями поручений взрослых, их планов и сценариев. Они сами должны выбирать, организовывать и оценивать свою деятельность, быть инициаторами и участниками проводимых дел. Использование методики КТД И.П. Иванова в деятельности детского общественного объединения способствует воспитанию общественно-активной творческой личности.

Методика развития детского коллектива от «Песчаной россыпи» до «Горящего факел» по А.Н. Лутошкину, помогает отслеживать рост детских коллективов в ходе реализации программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: