double arrow

Методы педагогики


Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать, во-первых методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, и, во-вторых, собственно исследовательские методы,т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения.

Методы научно-педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление монографических характеристик.

Методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент -анализ и др.

Наблюдение – это целенаправленное, относительно длительное, организованное по специальной программе восприятие педагогического процесса, его отдельных видов, сторон в естественных условиях.

Наблюдение бывает сплошным или выборочным. Выборочность может определяться по отношению к субъектам деятельности (когда наблюдение на уроке ведется не за всеми учениками класса, а только, например, за «отличниками») или по отношению к содержанию деятельности и формам ее организации (например, объяснение нового материала или осуществления контроля).

На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Их результаты обязательно фиксируются. Они заносятся в специальные протоколы или дневники наблюдений, где отмечаются фамилии наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке.

Главная специфическая особенность наблюдения заключается в том, что оно не воздействует на объект изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного выражения. Это, с одной стороны, составляет преимущество метода наблюдения (так как позволяет регистрировать естественное поведение человека), а с другой – создает определенные трудности для исследователя (так как он вынужден ждать, когда сможет наблюдать интересующее его явление, а следовательно, должен неопределенное время находиться в «режиме ожидания»). Другим недостатком этого метода является то, что на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.




Наблюдение требует специального, заранее намеченного плана, который включает в себя следующие этапы:

1) определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

3) выбор способа наблюдения (как наблюдать);

4) выбор способов регистрации (как вести записи);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Виды наблюдения: прямое и косвенное.

Прямое наблюдение характеризуется непосредственным наблюдением процесса и в свою очередь разделяется на два вида (включенное и невключенное).

При включенном наблюдении исследователь выступает непосредственным организатором учебной или воспитательной работы, деятельности и общения обучаемых, что позволяет ему глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений.

При невключенное наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения.



При косвенном наблюдении исследователь узнает об особенностях изучаемого через других лиц.

Для получения наиболее объективных данных наблюдение должно осуществляться соблюдением определенных правил: иметь цель, программу, проводиться систематически и длительно. Фиксирование процесса и результатов наблюдения должно быть сплошным, тщательным и подробным.

Методы опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервью – это метод устной беседы по программе, составленной исследователем.

Виды интервью:

1) нестандартизованное (неформальное), при котором исследователь, продумывая заранее вопросы, может изменять их, уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств;

2) стандартизированное интервью, когда исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать ответы в определенной последовательности. Результаты такого интервью достаточно точны и их легче фиксировать. Однако данный вид интервью недостаточно учитывает разнообразие жизненных ситуаций;

3) полустандартизированное интервью включает точно сформулированные вопросы, которые могут быть изменены.

Анкетированиеметод, который широко применяется в педагогике.

Анкета – письменный опрос, представляющий собой набор точно подобранных вопросов.

Метод имеет возрастные ограничения, так как не может быть применен к тем, у кого нет навыков чтения и письма. Поэтому анкетирование в практике образовательного процесса применяют начиная со среднего звена общеобразовательной школы.

Одно из его основных достоинств – массовый характер сбора информации. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос анкетируемому предлагается выбрать один из вариантов ответов (часто выбор составляют ответы «да» или « нет»). Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

В педагогической практике на анкетирование отводится до 30-40 минут. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Однако при обработке закрытых анкет качественный анализ практически невозможен, так как при схожести выборов («да» или « нет») у разных людей причины таких выборов остаются непроясненными и их нельзя сопоставить.

Главные требования, которым должно отвечать анкетирование, – репрезентативность и однородность выборки.

Репрезентативность выборкиэто свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – это все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность (выборка) – это часть изучаемой совокупности или множество людей, которых социолог опрашивает.

Метод анкетирования предполагает возможность использования принципа анонимности, что может влиять на степень откровенности при ответах (например, анкета, выявляющая отношение учеников к учебным предметам и педагогам).

Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (например, опрос учителей или родителей об особенностях обучения детей).

Социометрия –метод научного исследования, который позволяет на основе опросов или фиксации поведения выявлять структуру взаимоотношений; применяется для изучения структуры групп и коллективов, организаторских и коммуникативных свойств личности.

На основе социометрической процедуры диагностики, основателем которой является Дж. Морено, в практике образования можно определить неформального лидера группы, класса, педагогического коллектива, статусную иерархию в группе, сплоченность группы и т.д.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов.

Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе:

Социометрические звезды – самые высокостатусные члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне- , низкостатусные ее члены.

Изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны.

Отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

Пренебрегаемые или изгоичлены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Пример социометрической методики. Каждому участнику группы дают список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями эмоционального содержания типа:

1. С кем из группы Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?

2. С кем из группы Вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться в свободное от занятий время?

Обработка результатов:

1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица по критерию эмоционального тяготения.

2. Подсчитывается количество положительных («+») выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству «+» выборов в каждом столбце матрицы.

3. Подсчитывается количество положительных («+») баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй – 1 балл, за все последующие выборы – по 0,5 балла.

4. Подсчитывается количество отвержений («-» выборов) для каждого участника.

5. Подсчитывается количество баллов за отвержения («-» баллы) для каждого участника (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком «-»).

6. Если применение пяти перечисленных критериев для однозначного определения статуса оказывается недостаточно, то используется в качестве дополнительного порядковый номер участника в алфавитном списке. Так, например, если два или более участников имеют одинаковые значения, то более высокое место занимает участник, у которого более низкое место в списке группы.

7. Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы, указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками).

8. определяется значение показателя эмоциональной сплоченности группы: C = NB/(N(N – 1)), где C – эмоциональная сплоченность группы; NB – количество взаимных выборов в группе; N – количество участников группы; N(N – 1) – общее возможное число взаимных выборов в группе.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями.

Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования.

Изучение педагогических явлений осуществляется в специально созданных контролируемых условиях. Педагогический эксперимент предлагает активное вмешательство в учебно-воспитательный процесс.

Виды эксперимента:

1) лабораторный, который проводится в специально созданных условий и позволяет точно регистрировать характер воздействия на испытуемых и их ответных реакции;

2) естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях учебно-воспитательной работы, когда испытуемые не знают, что принимают участие в эксперименте.

Введение эксперимента позволяет проверить эффективность учебных планов, программ по учебной и воспитательной работе, форм и методов воспитания и обучения и т.д.

В эксперименте обычно выделяются следующие этапы:

1) теоретический – формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы, которая может быть проверена экспериментально;

2) методический – разработка методики исследования плана, программы, методов обработки получаемых данных;

3) собственно эксперимент – создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия;

4) аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Для установления общих закономерностей развития эксперимент проводят на больших выборках. И тогда крайне важным становится обязательное соблюдение общих, одинаковых условий его проведения (формулировка инструкции, внешний вид и размещение стимульного материала, время на выполнение зданий и т.д.).

Результаты эксперимента, так же как и при наблюдении, фиксируются в специальных протоколах, где кроме сведений о каждом испытуемом (фамилия, имя, возраст и пр.) записываются его реакции (эмоциональные и поведенческие), дословные речевые высказывания, время выполнения заданий.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничиваясь констатацией корреляции между переменными.

Выделяют традиционные и факторные виды планов эксперимента. В традиционном предполагается изменения лишь одной независимой переменной, а в факторном – нескольких. Во втором варианте появляется возможность оценки взаимодействия факторов – изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. В этом случае для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ.

Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то используют пилотажный эксперимент, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

При планировании и проведении эксперимента необходимо учитывать социально-психологические эффекты, которые влияют на его ход и результаты. К числу наиболее заметных эффектов относят:

1. Эффект аудитории. Определяется тем, что присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение им предложенной задачи. Обычно присутствие зрителей на начальных стадиях обучения скорее смущает испытуемого, а на этапе осуществления уже освоенного действия (иди действия, требующего физического усилия) – наоборот, облегчает его выполнение. Данный эффект необходимо учитывать в психолого-педагогических исследованиях и в педагогической практике, так как обучение, как правило, проходит в групповой форме.

2. Эффект бумеранга. Состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на отдельных людей или группу получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, это наблюдается, если:

a) подорвано доверие к источнику информации;

b) передаваемая информация долгое время имеет однообразный характер, не соответствующий изменившимся условиям;

c) субъект, передающий информацию вызывает неприязнь у воспринимающих ее.

В педагогической практике этот эффект может наблюдаться в отношении «педагог – ученик» и негативно влиять на усвоение учащимися учебного материала.

3. Эффект первого впечатления. Выражается в том, что часто при восприятии человека, его внешности и характера наибольшее значение придается первому впечатлению и последующая информация об этом человеке, если она противоречит ему, может игнорироваться, а наблюдаемые проявления, не укладывающиеся в созданный образ, рассматриваются как случайные и нехарактерные. Эффект первого впечатления очень близок по содержанию к эффекту ореола.

4. Эффект ореола. Выступает как распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Он наблюдается, как правило, в условиях дефицита информации о человеке. Иначе говоря, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании первого впечатления эффект ореола может выступать как:

a) «ореол положительный» - позитивная оценочная пристрастность, т.е. если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, о далее все его поведение переоценивается в положительную сторону, позитивные моменты преувеличиваются, а отрицательные – недооцениваются или игнорируются;

b) «ореол отрицательный» - негативная оценочная пристрастность, т.е. если первое впечатление о человеке сложилось как неблагоприятное, то даже его положительные качества и поступки позднее не замечаются или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать организаторам экспериментальных исследований и особенно педагогам, так как они в силу специфики профессиональной деятельности должны постоянно оценивать уровень обученности учащихся, ригидная оценка может явиться психотравмирующим фактором. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от учителя определенного труда, в первую очередь постоянного рефлексивного анализа своей деятельности.

5. Эффект Хоторна. Гласит, что если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Вообще, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что часто они проявляют себя так, как ожидают от них экспериментаторы. Для уменьшения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более эмоционально нейтральным тоном.

6. Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя). Связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, велика вероятность невольной трансляции этих ожиданий испытуемым, а это может повлиять на их поведение. Американских психолог Розенталь назвал так явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности своих предположений, непроизвольно действует так, что получает подтверждение им.

Метод моделирования, в основе которого лежит создание моделей объекта изучения.

Особую роль в развитии науки играют математические модели, значение которых в исследованиях все более расширяется. В педагогическом исследовании различают объективные модели объектов и предметов научного исследования: модели процесса обучения и воспитания, школьного урока, вузовских форм и методов обучения и воспитания, контроля и оценки знаний, умения и навыков, модель учащегося определенного уровня успеваемости и т.д.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогике в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

реферирование – сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитирование – дословная запись выражений, фактических и цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Примерами таких статистических методов являются:

1) факторный анализ;

2) кластерный анализ;

3) дисперсионный анализ;

4) регрессионный анализ;

5) латентно-структурный анализ;

6) многомерное шкалирование и др.

Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов. Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, т.е. представить ее в удобном виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Дисперсионный анализ – статический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. Его особенность состоит в том, что наблюдаемый признак может быть только количественным, в то же время объясняющие признаки могут быть как количественными, так и качественными.

Регрессионный анализ позволяет выявить количественную (численную) зависимость среднего значения изменений результативного признака (объясняемой) от изменений одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Как правило, данный вид анализа применяется в том случае, когда требуется выяснить, насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.

Латентно-структурный анализ представляет собой совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. Он дает возможность исследовать проявления сложных взаимосвязей непосредственно ненаблюдаемых характеристик психолого-педагогических феноменов. Латентный анализ может стать основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства или различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Наиболее распространенными в педагогике являются также: группировка, ранжирование, шкалирование и т.д.

Группировка –объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки предшествует тщательный анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное психолого-педагогическое заявление.

Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленение разнородных явлений на однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определение интервала перехода от одного типа к другому.

В педагогическом исследовании применяются следующие виды группировки:

1) группировка при помощи простого суммирования

однородных признаков,благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;

2) ранжирование, т.е.группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;

3)шкалирование– группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы. Шкалирование дает возможность упорядочить, количественно оценить, определить низшую и высшую ступени исследуемого явления;

4) табулированиепостроение статистических таблиц.

Результаты статистической работы, помимо таблиц, часто изображаются графически в виде диаграмма, фигур и т.д. Основными способами графического изображения статистических величин являются: способ точек, способ прямых и способ прямоугольников. Они просты и доступны каждому исследователю. Техника их использования - проведение осей координат, установление масштаба и выписка обозначения отрезков (точек) на горизонтальных и вертикальной осях.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана- показатель середины ряда; степень рассеивания- дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: